МААМ-картинки

Развитие познавательной деятельности дошкольников

Наталья Максакова
Развитие познавательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются представления об окружающем мире, им представляется возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Публикация «Развитие познавательной деятельности дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим, особенно важную роль в своей педагогической работе я отвела развитию познавательной деятельности дошкольников. Педагогическо - исследовательская работа проводилась в подготовительной к школе группе «Знайки» (6-7 лет) МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка».

Основным объектом исследования выступает познавательная деятельность дошкольников, предметом - педагогические условия развития познавательной деятельности дошкольников.

Цель исследования: выявление педагогических условий развития познавательной деятельности дошкольников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

– изучение сущности понятия познавательная деятельность;

– выявление факторов и педагогических условий, влияющих на развитие познавательной деятельности дошкольника;

– организация НОД по развитию познавательной деятельности дошкольников.

Для решения поставленных задач были использованы методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.

В ходе педагогической деятельности были изучены теоретические аспекты познавательной деятельности, которая представляет собой активную деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

– в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

– намечать план действий;

– отбирать способы решения поставленной задачи;

– добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) – наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

На начало 2014-2015 учебного года, по результатам диагностического исследования, уровень развития познавательной деятельности группы составлял – 70%, на конец – 82%.

Это свидетельствует о том, что педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность.

Именно, деятельность является необходимым условием развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки благодаря чему развивается и сама деятельность.

В чем же состоит роль воспитателя в развитии познавательной деятельности? По-моему мнению, цель работы воспитателя по развитию познавательной деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Средством развития познавательных способностей детей является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность дошкольников в учебном познании.

Методы и приемы формирования опыта, которые применяет воспитатель, должны учитывать уровень познавательных способностей детей, потому непосильные задачи могут подорвать веру воспитанников в свои силы и не дадут положительного эффекта. В своей педагогической работе методы и приемы развития познавательной активности активно применялись в НОД. Они реализовывались как в индивидуальной, так и групповой форме, режимных моментах. Например, были рассмотрены такие темы «Удивительные предметы», «Путешествие в прошлое книги», «Школа», «Путешествие в типографию», «Хвойный лес», «Ателье» и т. д.

Поэтому система работы воспитателя по развитию познавательной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников, развития их мышления. В процессе обучения ребенок осуществляет различные действия, в которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память и др.

Программа познавательной деятельности предполагало перспективное планирование НОД 1 раз в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы.

Во время НОД проводилось 3-4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в детской лаборатории «Неизведанное рядом» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т. д. Основной формой детской познавательной деятельности, которая активно использовалась - опыты. Дети с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставилась проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Рассматривались такие темы: «Волшебные фокусы Электрона», «Невидимка-воздух», «Снежинка на ладошке», «Чудеса лимонада», «Превращение воды в лёд» и др.

В процессе проведения опытов все дети принимали активное участие. Такие опыты чем-то напоминали ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывали сами. Тем самым у детей развиваются любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Кроме того, были реализованы исследовательско-творческие проекты:

- «Хлеб – всему голова!», в ходе которого воспитанники познакомились с процессом посадки, производства и изготовления хлеба;

- «Удивительным мир часов», целью которого является развитие интереса к истории возникновения различных видов часов;

- «Готовность к школе» (совместно с психологом). Данный проект включал в себя: беседы «Что такое школа?», «Школьные принадлежности», экскурсию в школу, аппликацию «Портфель», лепку «Наш класс».

Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учитывать общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Организация познавательной деятельности должно проходить в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывать стремление к достижению, способствующее эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Таким образом, на базе знаний актуальных теорий о познавательной деятельности, задачей педагога является сформировать корректный познавательный опыт дошкольника. У воспитанника необходимо развивать мотивацию завоевания успеха и, наоборот, необходимо снижать желание избегать неудач. Ребенку нужно вырасти человеком, уверенным в себе, способным развивать свои личностные и нравственные достижения.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Так как, дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому обучение должно входить в жизнь ребенка через ворота детской игры. Познание же является творческим процессом, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развить в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия.

В ходе проведенной работы, следует, что развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет сформировать у них опыт познавательной деятельности при соблюдении определенных педагогических условий:

– учитывать содержание и форму организации познавательной деятельности, проектирующие определенный тип мышления;

– представлять исследуемый материал, как нечто необычное, новое, контрастное, что входит в противоречие с определенными представлениями дошкольников;

– использовать разновидности познавательной деятельности (моделирование, исследование, экспериментирование, проектирование, разнообразные интерактивные формы организации деятельности, с учетом механизмов индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей;

– сохранять ведущую роль педагога, в ситуации, что у детей должно оставаться чувство, что проблема и способы ее решения избраны ими самостоятельно;

– использовать метод проектов, который может охватывать содержание нескольких образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

– по необходимости, создание кружка «Чудеса», благодаря которому будет поддерживаться работа по развитию познавательной активности, интереса, расширению кругозора воспитанников.

Список использованной литературы:

1. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – М. : Детство-Пресс, 2013. – 256 с.

2. www.sheksna.edu35.ru

3. www.revolution.allbest.ru/psychology.

4. www.cafemam.ru/encyclopaedia/article.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности» Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности"На современном этапе образование.

Моё выступление на августовской педагогической конференцииМоё выступление на августовской педагогической конференции Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими эмоциями по поводу выступления на августовской педагогической конференции.

Развитие познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития средствами экспериментальной деятельности В воспитательно – образовательном процессе коррекционных групп традиционно присутствует обучающее занятие по “ознакомлению с окружающим”,.

Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством исследовательской деятельности юные синоптики 1 СЛАЙД - Титульный лист Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются.

Выступление малышей на педагогической конференции (фотоотчёт)Выступление малышей на педагогической конференции (фотоотчёт) Сегодня мои воспитанники (3-4 года) выступали на педагогической конференции. Слова сочинила сама, а песню про детский сад спела Даша, очень.

Выступление на августовской конференции Слайд 1. «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений в свете культуры на основе отечественных традиций и культурного.

Выступление на конференции для российской делегации хореографического ансамбля «Еркетай» детского сада «Алтын Бесiк» Видео Выступление на конференции для российской делегации хореографического ансамбля "Еркетай" детского сада "Алтын Бесiк" Казахстан г. Петропавловск.

Выступление на конференции «Модель образовательного процесса в соответствии с ФГОС до» Доброе утро, уважаемые коллеги! 1слайд Я думаю, что оно действительно доброе, предлагаю совет на каждый день - --2 слайд- Как вы думаете,.

Выступление на районной родительской конференции «Детский сад — школа социального развития ребёнка-дошкольника» Развитие общения детей со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности1 слайд Развитие общения детей со сверстниками и взрослыми.

Автор публикации:
Развитие познавательной деятельности дошкольников
Опубликовано: 4 сентября 2015 в 23:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Максакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД