Наталья Максакова
Развитие познавательной деятельности дошкольников
▼ Скачать
Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются представления об окружающем мире, им представляется возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Публикация «Развитие познавательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
В связи с этим, особенно важную роль в своей педагогической работе я отвела развитию познавательной деятельности дошкольников. Педагогическо - исследовательская работа проводилась в подготовительной к школе группе «Знайки» (6-7 лет) МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка».
Основным объектом исследования выступает познавательная деятельность дошкольников, предметом - педагогические условия развития познавательной деятельности дошкольников.
Цель исследования: выявление педагогических условий развития познавательной деятельности дошкольников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
– изучение сущности понятия познавательная деятельность;
– выявление факторов и педагогических условий, влияющих на развитие познавательной деятельности дошкольника;
– организация НОД по развитию познавательной деятельности дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.
В ходе педагогической деятельности были изучены теоретические аспекты познавательной деятельности, которая представляет собой активную деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
– в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
– намечать план действий;
– отбирать способы решения поставленной задачи;
– добиваться результата и анализировать его.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) – наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.
На начало 2014-2015 учебного года, по результатам диагностического исследования, уровень развития познавательной деятельности группы составлял – 70%, на конец – 82%.
Это свидетельствует о том, что педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность.
Именно, деятельность является необходимым условием развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки благодаря чему развивается и сама деятельность.
В чем же состоит роль воспитателя в развитии познавательной деятельности? По-моему мнению, цель работы воспитателя по развитию познавательной деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Средством развития познавательных способностей детей является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность дошкольников в учебном познании.
Методы и приемы формирования опыта, которые применяет воспитатель, должны учитывать уровень познавательных способностей детей, потому непосильные задачи могут подорвать веру воспитанников в свои силы и не дадут положительного эффекта. В своей педагогической работе методы и приемы развития познавательной активности активно применялись в НОД. Они реализовывались как в индивидуальной, так и групповой форме, режимных моментах. Например, были рассмотрены такие темы «Удивительные предметы», «Путешествие в прошлое книги», «Школа», «Путешествие в типографию», «Хвойный лес», «Ателье» и т. д.
Поэтому система работы воспитателя по развитию познавательной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников, развития их мышления. В процессе обучения ребенок осуществляет различные действия, в которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память и др.
Программа познавательной деятельности предполагало перспективное планирование НОД 1 раз в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы.
Во время НОД проводилось 3-4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в детской лаборатории «Неизведанное рядом» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т. д. Основной формой детской познавательной деятельности, которая активно использовалась - опыты. Дети с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставилась проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
Рассматривались такие темы: «Волшебные фокусы Электрона», «Невидимка-воздух», «Снежинка на ладошке», «Чудеса лимонада», «Превращение воды в лёд» и др.
В процессе проведения опытов все дети принимали активное участие. Такие опыты чем-то напоминали ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывали сами. Тем самым у детей развиваются любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Кроме того, были реализованы исследовательско-творческие проекты:
- «Хлеб – всему голова!», в ходе которого воспитанники познакомились с процессом посадки, производства и изготовления хлеба;
- «Удивительным мир часов», целью которого является развитие интереса к истории возникновения различных видов часов;
- «Готовность к школе» (совместно с психологом). Данный проект включал в себя: беседы «Что такое школа?», «Школьные принадлежности», экскурсию в школу, аппликацию «Портфель», лепку «Наш класс».
Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учитывать общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Организация познавательной деятельности должно проходить в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывать стремление к достижению, способствующее эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Таким образом, на базе знаний актуальных теорий о познавательной деятельности, задачей педагога является сформировать корректный познавательный опыт дошкольника. У воспитанника необходимо развивать мотивацию завоевания успеха и, наоборот, необходимо снижать желание избегать неудач. Ребенку нужно вырасти человеком, уверенным в себе, способным развивать свои личностные и нравственные достижения.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Так как, дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому обучение должно входить в жизнь ребенка через ворота детской игры. Познание же является творческим процессом, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развить в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия.
В ходе проведенной работы, следует, что развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет сформировать у них опыт познавательной деятельности при соблюдении определенных педагогических условий:
– учитывать содержание и форму организации познавательной деятельности, проектирующие определенный тип мышления;
– представлять исследуемый материал, как нечто необычное, новое, контрастное, что входит в противоречие с определенными представлениями дошкольников;
– использовать разновидности познавательной деятельности (моделирование, исследование, экспериментирование, проектирование, разнообразные интерактивные формы организации деятельности, с учетом механизмов индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей;
– сохранять ведущую роль педагога, в ситуации, что у детей должно оставаться чувство, что проблема и способы ее решения избраны ими самостоятельно;
– использовать метод проектов, который может охватывать содержание нескольких образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
– по необходимости, создание кружка «Чудеса», благодаря которому будет поддерживаться работа по развитию познавательной активности, интереса, расширению кругозора воспитанников.
Список использованной литературы:
1. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – М. : Детство-Пресс, 2013. – 256 с.
2. www.sheksna.edu35.ru
3. www.revolution.allbest.ru/psychology.
4. www.cafemam.ru/encyclopaedia/article.