Юлия Сергеевна Кравцова
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетиче-ское развитие» (ФГОС дошкольного образования) является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Публикация «Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» включает три направления: изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности, что способствует развитию самостоятельной творческой деятельности ребенка. Изобразительная деятельность- это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
• организация предметно-развивающей среды;
• создание ситуации успеха;
• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
• выстраивание на занятии игрового сюжета;
• создание ситуации творческого поиска;
• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
• применение разнообразных художественных материалов и техник;
• наличие творческих заданий;
• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
• интеграция различных видов искусства;
• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
Успешность воспитания самостоятельности у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности определяется наличием в работе педагога следующих компонентов:
• Накопление у детей представлений и знаний о самостоятельно-сти как социального качества личности;
• Развитие интереса к художественной деятельности;
• Накопление достаточного объема умений, навыков и ручной умелости;
• Развитие общественных мотивов деятельности, через организа-цию совместных, коллективных занятий;
• Упражнение детей в формах самостоятельного поведения;
• Формирование элементов самооценки и самоконтроля при вы-полнении деятельности;
Человек, как личность, оптимально развивается в условиях собствен-ной творческой практики.
Основным обучающим приёмом остаётся показ. Не забываем хвалить ребенка за малейшее продвижение к нужному результату. Он должен усвоить, что делать самому – это здорово, это не страшно, это очень приятно. Ребенок должен видеть, что многое в этом мире зависит от него, от его решений. С ним можно советоваться, можно предоставлять ему выбор, спрашивать.
Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерными в данном случае для изобразительной деятельности, дети могут использовать их в самостоятельной деятельности в свободное время.
Работу по подготовке к самоорганизации целесообразно проводить в непосредственно образовательной деятельности в качестве ее составной части, направленной на развитие желания и умения самостоятельно «творить». Например: перед окончанием занятия обращаем внимание детей на различные материалы, выложенные в художественно эстетическом центре, и напоминаем, что сделать подобные работы можно не только в совместной деятельности со взрослым, но и самостоятельно. Тут же обговариваем с детьми, что можно нарисовать, слепить в свободное время, обсудить варианты, способы, последовательность.
Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение, подготовка места для работы.
Для организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей необходимо иметь в группах центры художественного творчества, в которых: широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям. Бумага разного цвета, формата, фактуры. Аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т. д.). Вспомогательные материалы (трафареты, шаблоны, дидактический материал, образцы, схемы).
Организованные таким образом художественно - эстетические центры дают детям возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка. Они открывают новые возможности для самостоятельной деятельности, для развития творческого потенциала детей в условиях детского сада.
Таким образом, формируя у детей желание, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.
Литература
1. Аллахвердова Н. Дети рисуют. - М. : Знание, 1980. - 96 с.
2. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М. : ТЦ "Сфера", 2002. - 80 с.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999. - 344 с.
4. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2006. - 192 с.
5. Казакова Т. Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 7.
6. Комарова Т. Детское изобразительное творчество : что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2.