Анна Ольшевская
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»
▼ Скачать +Заказ
Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она является одной из ведущих мотивов, побуждающих к знаниям и учению. Она отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действий к накоплению, расширению знаний и кругозора.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Доказано, что любознательность, заинтересованность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся само по себе. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. Это социально значимое качество личности формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Продуктивные виды детской деятельности являются очень важным средством познавательного развития дошкольников, поскольку в процессе нее формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности.
Продуктивная деятельность имеет большое значение для развития психики ребенка дошкольного возраста, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием дошкольников. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность и достигать определенного результата.
В процессе продуктивной деятельности дошкольники приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах. Моделируя предметы окружающего мира, продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Наиболее успешному развитию познавательных способностей у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности будут способствовать следующие педагогические условия:
1. Создание предметно – пространственной развивающей среды, способствующей активному включению в познавательно – творческую деятельность всех детей группы.
2. Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и детей.
3. Учет возможностей каждого ребенка и сохранение его индивидуальности.
4. Организация продуктивных видов деятельности, обеспечивающих освоение и реализацию детьми различных способов познания.
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в продуктивной деятельности.
6. Возможность широкого выбора детьми художественных средств выразительности и материалов для развития познавательного интереса и активного самовыражения.
7. Взаимодействие с родителями воспитанников по проблеме.
Создание предметно – развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей. Насыщенная разнообразными предметами, играми и материалами, она способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.
На пятом году жизни дети начинают стремиться к творческому воссозданию мира, выступая как творцы, режиссёры и сценаристы этого мира, событий, происходящих в нём. В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребёнка в самом процессе действовать, начинает сливаться с разными видами продуктивной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, вырезание из бумаги недостающих предметов включаются в игру, зачастую даже перевешивая саму игру.
При проведении игр необходимо обязательно использовать положительную оценку. Это способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности, так как дети всегда очень чувствительны к оценкам взрослого, ждут поддержки и похвалы в свой адрес, хотят одобрения своих действий. Немаловажно определить место, куда дети могли бы выставлять свои творческие работы. Важным составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому очень важно организовывать совместные с родителями выставки детских рисунков и поделок из пластилина и природного материала разнообразной тематики. Например, «Мой дом», «Осень в лесу», «Мастерская Деда Мороза», «Веселая пуговка», «Чудо тесто», «Цветочная поляна» и др.
Приступая к реализации познавательно – творческой деятельности, старайтесь учитывать важное условие: детям должно быть интересно и увлекательно. Основное усилие педагога и родителей при этом должно быть направлено на воспитание у дошкольников потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению конечной цели. Только в этом случае, ребенок будет трудиться наиболее продуктивно, с полной отдачей, не жалея сил, не считая время и получать удовольствие от интересного, увлекательного процесса труда.
Обучение дошкольников, как известно, происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные ранее, становятся необходимыми, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Игровые ситуации воспринимаются детьми более естественно, чем серьезные обсуждения. Они помогают раскрепоститься, чувствовать себя комфортно, более уверенно, развивают наблюдательность и рассудительность к происходящему вокруг. Эти факторы являются очень важными для формирования стойкого познавательного интереса у детей.
Предложите детям игры – путешествия разнообразной тематики, в том числе и по сюжетам знакомых народных сказок. Например, «Сказочный теремок для зверей», где вместе обсудите из чего его можно сделать? Из каких материалов? Чем и как его можно украсить? Можно построить теремок из конструктора, а затем украсить его сделанными флажками. Сделанную постройку можно в дальнейшем использовать для увлекательной игры и пересказа сказки. При таких занятиях дети имеют возможность применить свои знания, умения и навыки в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Они поддерживают познавательный интерес, помогают найти применение полученных ранее знаний и умений на практике.
Используйте игровые ситуации с элементами экспериментальной деятельности. Например, игровая ситуация «Пуговицы для Незнайки», где дети могут рассмотреть пуговицы, познакомиться с качеством и свойствами материалов, из которых они сделаны, поэкспериментировать «Какая пуговица утонет в воде?», изучить пословицы и загадки о пуговице, составить описательный рассказ о ней или занимательную историю. Важно предлагать детям широкий выбор художественно – изобразительного материала: рисование и лепка пуговиц, создание конструкций с использованием геометрических фигур из картона и пуговиц.
Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
При проблемном обучении деятельность педагога совершенно меняется, потому что в этом случае детям не дают готовых знаний, а учат видеть и решать проблемы, открывать для себя новые знания. При этом деятельность детей приобретает поисково – исследовательский характер и предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности для решения новых для него проблем.
Для этого можно использовать такие проблемно – поисковые задания: для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в воде? Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать аккуратно и быстро? Необходимо построить мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль. Изобразить листья летом, осенью, весной. Выполняя лепку собачки, перед ребё нком определить проблему: как показать, что собачка даёт лапу, лает, бежит и т. д.
Также можно использовать в процессе продуктивных видов деятельности исследовательский метод обучения как средство развития познавательной активности у дошкольников. Например, что можно сделать из куска бумаги? На что похожа клякса? Можно ли рисовать манкой, гречкой и т. п. Детям нравится проводить совместные опыты: «Угадай на ощупь», «Превращения», «Волшебные краски» на выявление свойств и качеств различных предметов и материалов.
Следует отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание больше узнать, обогащают яркими образами окружающего мира. При этом дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.
Умение использовать признаки объекта необходимо при решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека.
Для развития творческого мышления у дошкольников можно использовать такие занимательные творческие игры: «Придумай название», «Мой смешной портрет», «Придумай небылицу», «Самый страшный страх» (рисуем его и избавляемся) и др.
Регулярное столкновение с творческими задачами и заданиями, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующемуся уму как витамины растущему организму.
К деятельности детей важно обязательно подключать и родителей, т. к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Предложите выполнить различные совместные задания: собрать гербарий и составить картину, сделать поделку из бросового и природного материала, нарисовать нетрадиционными способами и т. д. Задания тщательно надо продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости предоставить справочный практический материал или рекомендацию где его можно найти.
Ребёнок, овладевший основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе. Он с удовольствием учится, у него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.
Писательница Д. Лессинг считала, что у любого человека могут раскрыться сотни талантов и способностей, нужно лишь предоставить ему такую возможность.