Светлана Бакулина
Логопедическое занятие «Развитие ручного праксиса у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила учитель - логопед Бакулина С. А.
«Рука – это вышедший
наружу мозг человека».
И. Кант.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. (Рисунок 1) .Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии.
Публикация «Логопедическое занятие „Развитие ручного праксиса у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку.
Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основных функции:
-органов движения;
-органов познания;
-аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает, какой- либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его
температуре, влажности и т. д.
2. Постукивание дает возможность получить информацию о
свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства
предметов: вес, особенности поверхности, формы
и т. д.
4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет
или твердый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. 9
Большим, указательным, средним пальцем дети ощупывают детали пуговицы, кнопки, круглые предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию- осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют.
Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.