Вера Рудакова
Методическая разработка «Развитие творческих способностей у дошкольников 5–6 лет посредством конструирования и ручного труда»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей у дошкольников 5-6 лет посредством конструирования и ручного труда»
Цель: Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования.
Публикация «Методическая разработка „Развитие творческих способностей у дошкольников 5–6 лет посредством конструирования и ручного труда“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
4. Развивать у детей мелкую моторику, совершенствовать координацию движения пальцев и кистей рук.
5. Вызвать интерес к творчеству конструированию и ручного труда с использованием различных методов и приёмов.
6. Воспитывать трудолюбие, развитие свободной творческой деятельности, желание доводить начатое дело до конца.
7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
8. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей»
В течение года продолжила знакомится с новыми нормативными документами:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г №1155 Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
В стандарте учитываются:
1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1. Повышение социального статуса дошкольного образования;
2. Повышение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства образовательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Приказ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам дошкольного образования»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Закон Кемеровской области от 5 июля 2013г. №86-30 «Об образовании»
Настоящий закон принят в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в целях установления правовых, организационных и экономических особенностей функционирования системы образования в Кемеровской области.
В течение года мной была изучена литература, которую я использовала в работе с детьми.
Примерная ООП «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., является инновационным общеобразовательным документом для работы в ДОУ, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
В программе, основанной на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника, определены содержание и задачи интеллектуально-личностного развития ребенка, решаемые в ходе поисково-познавательной деятельности.
Представлены также методические рекомендации по реализации программы.
Программа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием детей дошкольного возраста.
В своей работе по самообразованию я использовала книгу И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Книга очень интересная, полезная и удобная. Подойдет как начинающим воспитателям так и опытным. Также можно порекомендовать ее родителям, которые хотят самостоятельно заниматься с детьми в домашних условиях.
В книге описаны занятия по разным видам деятельности: лепка, аппликация, рисование. Даны четкие рекомендации по использованию материалов, инструментов, оборудования: красок, пластилина, стеки, бусы, бумаги и т. п.
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 1,2. Г. Н. Давыдова Данное пособие является продолжением первой части книги "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1". Вашему вниманию предлагаются конспекты занятий с использованием других нестандартных приемов рисования, упражнений, игр и разнообразных средств в изобразительном творчестве. Конспекты построены с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематических литературных произведений, музыкального, фольклорного и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.
Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов Методическое пособие включает содержание образовательной деятельности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Его цели - развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности. Пособие поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. Данное пособие показывает возможности организации образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов Lego, начиная с раннего возраста. Приводятся конспекты отдельных занятий с использованием игровой конструкторской деятельности и общие методические рекомендации по ее организации с учетом возрастных особенностей воспитанников, а также перспективное тематическое планирование для каждой возрастной группы.
Пособие включает в себя схемы сборки описываемых моделей из конструкторов Legо, пояснения к ним, иллюстрации тематических комплектов по отдельным темам. Предназначено педагогам и методистам дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также заинтересованным родителям.
Комплексные занятия под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Очень понравилась данная книга. Для работы в ДОУ нашла в ней огромнейшее количество полезной информации. Бумага конечно тонкая, но при аккуратном использовании прослужит долго. Прекрасное пособие для воспитателей. Подходит по образовательному стандарту.
Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. В данной книге известного российского психолога Л. С. Выготского рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей.
Педагоги и родители найдут в книге немало полезных сведений о литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.
Д. Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Замечательная книжечка,очень понравилась. С помощью этой книженции можно создать,умело сочетая различные формы,необыкновенные цветы,от грациозной ромашки до элегантной розы,от цветка остролиста до украшения с фантазийными элементами. Множество идей: рождественские веночки,украшения для ёлки,снежинки,объёмные цветочки в горшках,скульптурки ангелочков,оформление открыточек и шкатулочек.
Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. В данном пособии рассматриваются вопросы содержания и организации развития воображения детей, отстающих в умственном развитии. Раскрываются педагогические условия, этапы и методы формирования воображения. представленный практический материал может быть полезен в работе как с умственно отсталыми детьми, так и с нормально развивающими детьми более младшего возраста.
Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская, проектная работа.
План себя оправдал, так как особое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми по развитию творческих способностей у дошкольников 5-6 лет посредством конструирования и ручного труда.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д. ;
В журнале «Воспитатель» №5 2010г. Представлена статья на тему: «Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями», которую я использовала в своей работе.
В журнале «Воспитатель» №3 2010г. Представлена статья на тему: Практикум для родителей «Развивающие игры своими руками», статья помогла мне привлечь родителей в изготовлении развивающих игр своими руками для детей.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.);
В течение 2017-2018 учебного года я подробно изучала тему по самообразованию: «Развитие творческих способностей у дошкольников 5-6 лет посредством конструирования и ручного труда»
С первых дней я приучала детей к аккуратности в работе, старалась разъяснить им, что данный вид деятельности не терпит неряшливости. При этом учитывала, что технология создания поделки должна быть несложной, а время, затраченное на её изготовление, минимальным, чтобы дети скорее могли увидеть результат своего труда. Это способствовало развитию интереса у дошкольников к работе, стремлению к самостоятельности — сам придумал, сам вырезал, сам склеил и т. д.
При выполнении коллективных работ использую разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так были созданы коллективные композиции: «Зимний лес», «Цветы в корзине» и другие. Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для поздравления мам, бабушек и пап к праздникам «День матери», 8 марта», «23 февраля», что будет являться конечным результатом творческой работы. При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно — эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: договариваться о совместной работе, её содержании; работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; планировать свою работу, определять её последовательность, содержание; радоваться успехам своих товарищей при создании работы. В результате дети стали более открытыми, раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенней приступают к изготовлению новых поделок, повысилась коммуникабельность
Оценку детской деятельности осуществляю с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему ещё следует научиться, в чём причина неудачи. Стараюсь отмечать оригинальность идеи, нестандартные способы решения сюжета (при этом отмечаю значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей).
Большое внимание уделяю работе с родителями, которые принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада. Практикую совместное проведение праздников и развлечений, изготовление атрибутов, костюмов, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке. Главное, чтобы у ребёнка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно лишь проявив упорство, старание, смекалку. Я рекомендовала родителям приучать ребёнка к самостоятельности. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок ему может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Важно научить ребёнка бережно обращаться со своими поделками, доводить задуманное до конца.
Практические выходы:
1. Консультация для педагогов на тему: «Интеграция образовательных областей через лего - конструирование»
2. Консультация для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность»
3. Памятка для педагогов по развитию творческих способностей дошкольников.
4. Мастер- класс «Воробушек» для педагогов.
5. Мастер – класс «театр из бумажных тарелок» для родителей
6. Консультация для родителей «Творчество в детском саду»
7. Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей в условиях семьи»
8. Консультация для родителей на тему: «Развитие творчества дошкольников по конструированию природного материала»
9. Памятка для родителей на тему: «Развитие творчества детей через ручной труд»
10. Оформление для родителей Папку – передвижку «Конструирование и ручной труд»
11. Отчет о проделанной работе за учебный год.
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ);
Тесное творческое сотрудничество с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ позволило пополнить методическую базу по теме самообразования, подготовить отчет о проделанной работе за учебный год.
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы;
- Новые подходы к проведению НОД в рамках внедрения ФГОС;
- новые требования к оформлению документации (конспектов НОД).
Вывод:
В результате изучения темы: «Развитие творческих способностей у дошкольников 5-6 лет посредством конструирования и ручного труда», сделала следующие выводы, что работа по Развитие творческих способностей у дошкольников 5-6 лет посредством конструирования и ручного труда должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по развитие творческих способностей у дошкольников 5-6 лет посредством конструирования и ручного труда. Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Считаю, что мне удалось вызвать интерес у детей к ручному труду, доставить эмоциональное наслаждение и удовольствие. Они с нетерпением ждут и интересуются, что будут делать в следующий раз. Родители воспитанников также проявили интерес к детской деятельности. По их просьбам провели групповые и индивидуальные консультации.