Наталия Иванова
Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст приносит детям новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребенка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитье, вышивание, работа с бросовым материалом, аппликация ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника : гнев, обиду, радость, боль.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (долг, дружба и т. д.) Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается в группе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что приводит к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости. Ручной труд тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, дерева, ткани. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей. Это способствует воспитанию настойчивости, выдержки, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют близких и родных людей, создавая для них подарки.
Я считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка : развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и глаз, развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.
Для себя определила несколько направлений в работе:
1. Направление - работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен всем детям. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, складывается, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, поделки оригами.
2. Направление - развитие мелкой моторики рук через тренировку на игрушках и пособиях: пристёжки, застёжки, пуговички, молнии, шнуровки. Можно проводить пальчиковую гимнастику или массаж рук с использованием разных предметов и материалов: каштаны, шишки, косточки, различные упражнения с крупами, шарики, мячики, пробочки, крышечки и т. д.
3. Направление - работа с разными бросовыми материалами: опилки, стружка карандашей, вата, ватные диски, палочки, песок, испитый высушенный чай. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, рисуют разными материалами, выкладывают, обсыпают. Изготавливают разные поделки.
4. Направление - работа с нитками, тесьмой, флисовой тканью, и прочее. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы верёвочки, косички. В более старшем возрасте изготавливают объёмные поделки из ниток, осваивают технику изонить, вышивают на пяльцах.
5. Направление - работа с природным материалом, и пластиллинография. В этих работах, пластилин используют как основу, на которую наносится или рисунок, или крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа так же требует от ребёнка усидчивости и терпения. Действия с семечками, крупой, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаз, развивается память, воображение. А усилие, которое прилагает ребёнок, способствует развитию силы пальцев.
На занятиях ручного труда, дети учатся работать в коллективе, для этого создаются все условия, концентрируются благоприятные условия, царит лад, согласие, и доброжелательная обстановка. Дети охотно работают, помогают друг другу, осваивают новые приёмы, способы, навыки. Очень хорошо дети выполняют свои работы, делая подарки, сюрпризы, открытки, для родных и близких к праздникам, это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка.