Лариса Баянкина
Развитие речи учащихся 5–7 классов на уроках алтайского языка с целью совершенствования навыков речевого общения
▼ Скачать + Заказать документы
1. Развитие речи учащихся – одна из главных задач преподавания алтайского языка для начинающих изучать язык
Свободное владение родным языком для детей-алтайцев с каждым годом все больше и больше осознается как внутренняя социальная потребность. Высокий уровень владения родным языком должен обеспечиваться организацией обучения в школе, качеством учебного процесса, его эффективностью.
Публикация «Развитие речи учащихся 5–7 классов на уроках алтайского языка с целью совершенствования навыков речевого общения» размещена в разделах
- Алтайский край
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основной задачей обучения алтайскому языку в русской школе является развитие алтайской речи учащихся.
В понятие «развитие речи» входит, во-первых, обогащение словарного запаса учащихся, во-вторых, овладение нормами литературного языка и, наконец, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме (составление речевого произведения).
Речь отдельного человека – один из важнейших показателей уровня его общей культуры, общей грамотности. Современная школа ставит перед собой задачу «подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для активной деятельности».
Речевые навыки школьника – это широкий круг навыков, связанных с пользованием устным и письменным словом, - умением построить односложный и развернутый ответ на вопрос, устно и письменно изложить прочитанное или прослушанное (в краткой форме и подробно, написать сочинение, вести переписку, составлять планы, конспекты, рефераты.
Речь учащихся непрерывно развивается под влиянием различных условий (языковая среда, активность или пассивность учащихся в жизни, чтение книг и т. п.). Задача состоит в том, чтобы сделать этот процесс организованным, целенаправленным.
Содержание занятий по развитию речи, методические приемы, место и формы связи с занятиями по разным разделам курса алтайского языка меняются и по объему, и по характеру в зависимости от материала урока и этапа обучения.
Программа по алтайскому языку для начинающих изучать алтайский язык предусматривает в качестве одной из основных задач развитие устной речи учащихся.
В своей работе с детьми начинающими изучать алтайский язык, опираясь на педагогическую психологию, я отметила, что рецептивно-репродуктивные навыки учащихся формируются в достаточной степени. Дети понимают обращенную к ним речь, выполняют просьбы учителя, понимают смысл слов и словосочетаний, могут отвечать (кратко) на вопросы и задавать их по аналогии. Но строить правильно предложения, связывать их по смыслу и участвовать в диалоге затрудняются. Это в значительной мере объясняется не только общей бедностью словаря учащихся, но нередко отсутствием у них запаса слов для речевого общения. Практически разрешить это противоречие привело к необходимости работы над темой «Развитие речи учащихся 5-7 классов для развития навыков речевого общения».
2. Взгляды методистов на значение и задачи по развитию речи в школе
В конце 19 века намечается отход от одностороннего подхода к проблеме развития речи как развития только или по преимуществу письменной речи. В. П. Шереметьевский, а затем В. И. Чернышев выступили в качестве энергичных пропагандистов устного слова в школе. В начале 20 века появились многочисленные, интересные пособия по развитию речи, в которых устному слову отводилось большое место.
В методике преподавания алтайского языка особенно заметны в этом направлении работы К. А. Бидинова «Алтай тилле эрмек-куучынды темиктирери» и Ж. И. Амыровой «Уренчиктердин эрмек-куучынын темиктирерине ле созлигин байыдарына болушту ууламjылар», «Алтай тилдин урокторында изложение бичип уредеринин бир канча ээжилери», «Сочинение – jайаандык иштин ле колбулу эрмек-куучынды темиктиреринин анылу будуми», А. Г. Шалдановой «Ойын ажыра билгирге». Подойдя творчески к решению многих вопросов методики развития речи, они обеспечили ее дальнейшее развитие, обогатили новыми идеями, разработали вопросы методики развития навыков устной речи, грамматической стилистики, обогащения словаря учащихся, методики изложений и сочинений. Но следует отметить, что вопрос развития речи в школах, где алтайский язык преподается по программе для начинающих изучать язык пока остается открытым. Поэтому в обучении учащихся алтайскому языку по вышеназванной программе наряду с методическими пособиями К. А. Бидинова и Ж. И. Амыровой часто приходится обращаться к научно-методическим изданиям «Иностранные языки в школе», «Русский язык в школе», методическим пособиям по развитию речи в школах России : А. В. Текучев «Методика развития речи на уроках русского языка», Т. А. Ладыженская «Система работы по развитию связной речи учащихся», Т. З Трапезникова «Сборник упражнений по развитию связной речи учащихся» и т. д.
3. Развитие речи учащихся 5-7 классов с целью совершенствования навыков речевого общения
Речь учащихся формируется и совершенствуется в течение всего периода пребывания их в школе. Существенно важным условием успешного усвоения учащимися речевых навыков является правильная, целенаправленная, организованная работа по развитию речи.
В 5-7 классах такая работа имеет своей целью :
-помочь ученику осмыслить их речевую практику, то, что представляет собой речь, речевая деятельность;
- ознакомить учащихся способами речевой деятельности;
- развить речевое чутье учащихся, научить преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний;
- реализовать задачи воспитательного характера, так как в сущности именно работа по развитию речи направлена на овладение языком как средством общения.
3.1. Фонетическая зарядка средствами народной поэтической традиции
Умелое пользование содержательной и образной, красивой речью во все времена и у всех культурных народов, начиная с Древней Греции и Рима, ценилось высоко. Но в разные времена и в разные эпохи этому умению учились по-разному. С древних эпох известны собрания правил, соблюдение которых придает речи красоту и делает ее интересной, приятной для слушателя, - это так называемые «риторики» (учение о красноречии). Были такие риторики и у нас на Алтае.
В традиционной алтайской культуре коммуникативно-речевой деятельности придавалось большое значение. Умение говорить красиво, правильно, четко произносить звуки, составлять рифмованные фразы, украшать язык метафорами воспитывалось в человеке с раннего детства разнообразными средствами поэтической традиции. В систему специальных игр, веками создававшихся народной педагогикой, входят детские словесные состязания: выговаривании скороговорок и в отгадывании загадок.
В детской среде скороговорка является веселой словесной игрой в быстрое выговаривание труднопроизносимых слов и фраз. Эти словесные игры – отличный прием для начала урока.
Начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Я стараюсь на этом этапе урока ввести учеников в атмосферу алтайского языка. Придя на урок, ученики, прежде всего, должны перестроить свой артикуляционный аппарат. Общение будет затруднено, если учащиеся неправильно произносят звуки, не могут употреблять в речи слова в соответствующих грамматических формах, строить предложения.
На этом этапе урока использование скороговорок позволяет
провести речевую зарядку, воспитать в детях чувство ритма и настроить на работу.
Кара тарал аралда
Арал кара таралду.
Кара тарал тарак алар,
Кару бала бажын тараар.
Коболок,коболок,
Кок чечекке отурзан,
Коболок, коболок,
Когозиннен jип алзан.
Арбын арба абрада бар.
Абрала барбай чар качар.
Jараш jажыл jаланда
Jаскы чечек jайылат.
Чочогойлор,чочогойлор,
Менин кару койлорым.
Кызыл торко учукла
Чеден тудуп берейин.
3.2. Три направления развития речи.
Развитие речи осуществляется в трех направлениях:
1. Обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается
словарной работой.
2. Овладение нормами литературного языка (произношения,
образования форм слов, построение словосочетаний и предложений,
ознакомление с лексической синонимией).
3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в
устной и письменной форме.
3.3. Методика словарной работы на уроках алтайского языка.
Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее,
доходчивее и красочнее его устная и письменная речь. Обучая учащихся
алтайскому языку, совершенствуя их навыки владения языком, учитель должен
1) максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;
2) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием различных жанров и стилей.
С этой важной проблемой в ее общем виде связаны более частные
методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для
первоочередного его изучения, о последовательности включения в школьный
обиход различных групп слов, о приемах раскрытия значений слов.
С нею же связан и вопрос о системе методических приемов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.
При организации работы над словарем следует исходить из
следующих положений:
1. Работа над словарем имеет большое воспитательно-
образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов.
3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления.
4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.
Понять значение слова очень нелегко. Поэтому выполнение упражнений, направленных на понимание значения слова, необходимая работа на уроках.
Знакомясь с новым словом, ребенок должен
во-первых, услышать это слово,
во-вторых, правильно произнести,
в третьих, усвоить его формы. Например, уренип 1ат – уренип 1адым, уренип 1адын, уренип 1адыс, уренип 1адар, уренип 1адылар. Уренет, уренедим, уренедин, уренедис, уренедер, уренедилер.
Ему легче будет составлять словосочетания и предложения.
Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения:
1. Запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам, тренировкой в произношении (таким образом, слово воспринимается и зрением и на слух).
2. Упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия;
3. Составление предложений с новым словом в его разных значениях;
4. Введение в орфографические упражнения новых слов;
5. Творческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказа, изложение, сочинение);
6. Ведение словарей.
С целью воспитания у учащихся навыка внимательного отношения к
незнакомым словам полезно время от времени проводить
упражнения следующего характера: перед упражнением, когда
учащиеся имеют дело с тем или иным текстом, предлагается
предварительно прочитать его и назвать незнакомые или не совсем
понятные слова. Значение таких слов объясняется здесь же учителем
или другими учащимися. По выполнении упражнения учитель
возвращается к этим словам и спрашивает отдельных учащихся, как
они понимают названные им слова. Во многих случаях учитель сам
до чтения произведения или до диктанта или изложения должен
выбрать из текста слова, которые, по его мнению, могут
быть не поняты учащимися, и объяснить их значение заранее. Объяснение непонятных слов должно быть доходчивым, по возможности простым по языку.
Значения слов могут быть раскрыты путем:
а) показа предмета или его изображения (картины) – наглядный метод;
б) расчленения понятия, указания на его признаки, перечисление их;
в) введения слова в предложение или развернутый связный текст (в контексте
или фразе значение слова выступает ярче, отчетливее; этому помогают и те
слова, которые с ним сочетаются – так называемая лексическая сочетаемость,
а также путем дописывания предложений;
г) синонимической замены слова;
д) сравнения и сопоставления (действий, предметов, качеств) по сходству
(близких по значению слов); различию (противопоставления – антонимии)
е) справок в словарях;
ж) прямого вопроса: что такое?
Словарные диктанты могут быть использованы с целью обогащения
словаря учащихся. Они иногда проводятся только на материале
словариков учащихся, куда заносились слова, в которых ученики
допускали ошибки (напрмер, 1аан, кычырар,анчы, на1ы, 1угурип
1ат, бийик, кенетийин) или диктуются слова, подобранные по
определенным темам ( птицы: кууле, уку, куук, тейлеген,
турна, каргаа. ; агаштар: тал, карагай, тыт, кайын, терек, мош,.). Эффективно использование самодиктантов, когда учащиеся
пишут слова на заданную тему (напрмер, «Кыш», «Алтайдын
чечектери», «1ерлик тындулар» «Торол 1ерим»)
Умелое использование занимательных материалов на уроках
воспитывает у школьников любовь к алтайскому языку, обогащает их словарный запас, способствует активизации познавательной деятельности,
повышает качество знаний.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ним; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» - писал К. Д Ушинский. /Собрание сочинений М., 1949, т. 6, с. 267/.Поэтому желательно, чтобы учащимся не было дано ни одного слова без соответствующего восприятия (предмета, ощущения) и ни одного восприятия без соответствующего названия. Использование
программированных карточек, картинного словаря, составление кроссвордов, заучивание стихотворений, скороговорок, участие в словесных играх –вот тот занимательный материал, который увлекает, заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка. Увлекаясь игрой, дети легче усваивают слова, запоминают их и используют в речи. /Приложение №1/.
Одним из эффективных приемов пополнения словарного запаса учащихся является работа над синонимами, омонимами, антонимами
и фразеологизмами. Вот некоторые упражнения, которые предлагаю
выполнить учащимся 5 класса :
Синонимы.
Упражнение 1. Перепишите текст, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.
Николай Улагашевич Улагашев – атту-чуулу кайчы. Ол 1861 1ылда Сары-Кокша деп 1ерде чыккан. Тогус 1ашту … адазыла кожо андап туратан. Энирде моштин тозинде адазы ого кай чорчоктор кайлап беретен.
Николай 1аандап, сыны бийик, таларкак … болгон. Кийнинде ол бойы кай чорчоктор айдар … боло берген.
Слова для вставок: уулчак, уул, кайчы.
Упражнение 2. Найдите в тексте синонимы к слову башка-башка.
Jылдыс сунелу чечектер.
Кун алтын чокторын jерге чачып ийди. Ак jууркандый туман кырды оро чыга берди.
Jаланда jузун-jуур чечектер терен уйкузынан ойгонды. Jайгы куннин алдына кумуш суула jунунып алдылар. Jенил эзин чечектерди араай jайкайт, эркеледет. 1узун-базын чечектер: коо сынду конок чечектер, ак шляпалу тана чечектер, тегерик чечекту чейнелер, сары арчуулду кункаjы, болчок чечекту от чечек шымыраныжа бердилер.
Упражнение3. К словам ат, кун, ай, подобрать подходящие по смыслу прилагательные так, чтобы они уточняли значения омонимов.
Например: кучту ат – 1араш ат (кижинин ады).
Упражнение 4. Определите грамматические формы выделенных слов в словосочетаниях. Составьте с ними предложения.
Балдарлу кас, 1ерди кас, соок кун, тенеридеги кун; чаган ай, 1аны ай; 1араш ат, айуны ат.
Упражнение 5. Сравните выделенные слова, раскройте их значение. Кайчы топшуурын алып, чорчогин кайлады. Темир кайчы столдо 1атты. Кучту ат -малчынын болушчызы. 1аны чыккан балага 1араш ат адады.
Упражнение 6. Подобрать синонимы к словам:
капшай – турген, бачым, мендеп,
албаты – улус, эл, калык, jон.
ас – эмеш, бир эмеш
коп – арбынду
кичинек – оогош, оок, тапчы…
В 6-7 классах это же задание усложняется.
J арталгыштарга синонимдер табыгар:
Кылык-j аныла: санаалу – керсу, керик – кыйгас, jобош – токыналу, …
Тыш кебериле: jараш – чумду, арык –сырсак,
Не-неменин эдилгениле: элбек – кен, jакшы –чындый…
Антонимы.
Упражнение 1. Подобрать антонимы к словам: ак – кара, jакшы – jаман, jымжак – кату, казыр –jобош, узун – кыска, коп – ас…
Упражнение 2. Найдите антонимы в пословицах.
1алку эмес тан адарын сакыыр,
1алку кижи кун бадарын сакыыр.
1акшынын 1олы чындык,
1аманнын 1олы тыртык.
Туудый коозо болгончо,
Айакча аш болзын.
Упражнение 3. За определенное время подберите и запишите антонимичные пары по группам:
а) антонимы, обозначающие размеры предметов, их положение в пространстве.
Например: ыраак – 1уук, бийик – 1абыс, узун – кыска, он – сол, анда –мында, алды – усти, ары – бери, алдында – кийнинде…
б) антонимы, обозначающие время.
Например: орой – эрте, эртен тура – тунде, кыш – 1ай, эмди – ол тушта.
в) антонимы, обозначающие различные качества, свойства.
Например: 1акшы – 1аман, ару – кирлу, оору – су-кадык, 1ымжак – кату, уур – 1енил, соок – изу, кургак –улуш, тату – ачу…
г) антонимы, обозначающие чувства, настроение человека или черты его характера.
Например: суунчилу – кунукчыл, 1алакай – казыр, куучынчы – унчукпас, коркынчак – 1алатнбас, иштенкей – 1алку, санаалу – тенек…
Упражнение 4. Заполните горизонтальные строчки кроссворда «Jажынган состор» противоположными по смыслу словами.
1. кургак. 2. баштаар. 3. иштенкей. 4. кыска. 5. тун.