Лариса Норова
Практическое занятие. Развитие навыков общения в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Поведение детей во время разговора (беседа)
1. Беседа. Как вести себя во время разговора.
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
Дидактический материал: сюжетные картинки с изображениями ситуаций вежливого поведения во время разговора.
Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:
-говорим вежливым тоном;
-использовать «волшебные» слова;
-смотреть в лицо собеседнику;
-не держать руки в карманах.
Далее выясняется, что:
Публикация «Практическое занятие, Развитие навыков общения в повседневной жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-во время разговора не следует есть, например пирожок, т. к. людям не приятно смотреть как ты пережевываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и слова при этом ты произносишь не внятно;
-не вежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым – конечно, мальчик должен встать;
-разговор двух собеседников не должен мешать, например, работать в библиотеке:
-нельзя разговаривать;
-если что-то нужно сказать другому, можно выйти в коридор, написать записку и т. д. ;
-когда обращаешься к кому-нибудь с вопросом, поклонись слегка-это и будет означать приветствие, скажи при этом доброе слово «пожалуйста».
2. Игра «Пожалуйста»
Цель: дать детям представление о различных формах общения между людьми.
Все встают так, чтобы у каждого было свободное пространство. Педагог говорит, что будет показывать различные физические упражнения, а играющие должны их повторить, но только в том случаи, если он при этом будет произносить слово «пожалуйста». Кто ошибается, тот выбывает из игры.
3. Беседа-инсценировка на тему: «Вежливая просьба»
Цель: учить детей употреблять вежливые формы обращения, содержащие просьбу.
За неделю за проведения занятия, педагог просит детей собрать и записать в тетради различные формы вежливого обращения к людям.
Педагог предлагает ученикам прослушать стихотворение: В. Масса, М. Берлинского «Как его зовут?» и ответить на вопрос, вежлив его герой? Стихотворение: «Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»- произносить он не привык. Простого слова «Извините»- не одолел его язык. Не скажет он друзьям по школе: «Алеша, Ваня, Петя, Толя» Своих друзей зовет он только: «Алешка, Ванька, Петька, Толька»
Педагог предлагает детям назвать вежливые формы обращения к людям, которые они знают.
После того, как дети вспомнят, как можно вежливо обращаться с просьбой к разным людям, педагог предлагает инсценировать ситуации, в которых необходимо употреблять различные формы вежливого обращения и просьбы. Например:
- обратитесь к соседу и попросите его дать ручку или линейку;
-обратитесь к незнакомому прохожему и узнайте, который час;
-обратитесь к маме с просьбой купить вам понравившуюся игрушку.
4. Упражнение «Обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ»
Цель: научить детей правильно использовать в речевом общении различные формы приветствия.
Педагог за неделю до проведения урока предлагает каждому ученику собрать их запись у себя в тетради вежливые слова при приветствии.
Педагог предлагает ученикам открыть свои тетради с домашней работой и назвать те речевые приветствия, которые им задавались записать. Ребятам предлагается подумать, что означает простое слово «Здравствуйте». Педагог говорит, что об этом слове написаны даже замечательные стихи:
-Поклонившись мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
-Здравствуйте!
-Что особого тем мы друг другу сказали!
-Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире.
От чего же на капельку радостей сделалось в жизни.
5. «Словарь вежливых слов».
Педагог просит детей внимательно выслушать стихотворные строчки и продолжить их нужным словом.
Выглянет солнышко, спрячется тень.
Если с улыбкой сказать (Добрый день).
Дед про внучку говорил: «Экая досада,
Я портфель ей подарил, вижу-очень рада,
Только вот молчит как рыба,
А должна сказать»(Спасибо).
Если мама нас бранит за шалости, мы ей говорим (прости, пожалуйста).
Встретил Настю я на улице сейчас
Настя славная девчонка,
Настя ходит в первый класс,
Но при встрече с Настенькой,
Не услышал слова (Здравствуйте).
Растет ледяная глыба
От слова теплого (Спасибо).
Встретил Витю я, соседа
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити,
Ждал я слова (Извините).
Начиная день, так просто и мудро
Говорить знакомым (Доброе утро).
Уходя, обернись на прощанье
Что ты должен сказать? (До свидания)
6. Этюд «Вежливая внучка»
Цель: закреплять в общении употребление вежливых слов.
Дидактический материал: текст английской песенки «Маленькая девочка».
Педагог предлагает ребенку выйти перед группой и произнести диалог воспитанной внучки, используя дополнительно к вежливым словам жесты, мимику, выразительные движения.
Педагог. Маленькая девочка
Скажи, где ты была?
Ребенок. Была у старой бабушки
На том конце села.
Педагог. Что ты пила у бабушки?
Ребенок. Пила с вареньем чай.
Педагог. Что ты сказала к бабушке?
Ребенок. «Спасибо» и «прощай»
Педагог может обсудить с детьми, как внешне выглядит вежливый человек; как это проявляется в невербальном общении.
7. Сюжетная игра «В магазине»
Цель: формирование вежливого речевого общения в смоделированной ситуации.
Перед игрой педагог проводит экскурсию в магазин. Дети знакомятся с общим видом магазина. Педагог обращает их внимание на продавца, кассиров, контролеров, на их спецодежду; называет отделы: мясной, бакалейный, рыбный, хлебный, кондитерский, овощной, молочный.
Первый этап игры. Обыгрывание ситуаций в разных отделах магазина. Например, в хлебном. Дети распределяют роли кассира и покупателя; оформляют отдел: раскладывают на полках пластилиновые булочки, хлеб, бублики, коробки с печеньем и т. д. Далее обыгрывается ситуация покупки хлеба, расчета с кассиром-кондитером и т. д. Затем проигрываются ситуации в бакалейном, кондитерском, овощном, молочном и других отделах. Каждому дается задание что-то купить, а потом приготовить из этого кашу, кисель и т. д.
Второй этап игры. Закрепление полученных навыков речевого общения в смоделированных ситуациях (в разных отделах магазина)
Игра состоит из игрового поля, фишек (фигурок мальчиков и девочек)и кубика. На поле изображена ситуация «общение в магазине» (в торговом зале Универсама).
В определенных местах кружками обозначены остановки, фиксирующие место речевого общения. На каждой останове ребенок должен обратиться к продавцу или покупателю с соответствующей просьбой или вопросом. Ребенок бросает кубик и передвигает свою фишку на выпавшее количество ходов. Так, например первый кружок- и остановка около контролера. Ребенок говорит: «Дайте мне, пожалуйста, корзину или: «Скажите, пожалуйста, могу ли я пройти с этой сумкой?» или: «Возьмите, пожалуйста, мою сумку на хранение» и т. п.