Елена Жегздрин
Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
-РСР - закрепить умение составлять рассказ по схеме, использовать в речи объяснение (игра «Хорошо – плохо»);
звуковая культура - совершенствовать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционного упражнения «Улыбка»);
грамматический строй речи - обогащать глагольный словарь (игра «Кто что умеет делать»); стремление использовать в речи различные типы предложений (с однородными членами, закрепить навык образования притяжательных прилагательных с помощью суффикса «ин» (игра «Магазин»);
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Развитие речи и культура речевого общения“ в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
словарь – закрепить понимание некоторых отношений между словами: антонимами и синонимами; развивать умение подбирать слова, наиболее точно обозначающие признаки предметов; умение объяснять смысл пословиц;
-развивать речь детей, память, внимание;
-воспитывать уважительное отношение к взрослым членам семьи
Оборудование: разрезные картинки по теме «Семья», карточки со слогами, мяч, схема рассказа, предметные картинки, дидактическая игра «Семья».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
2. Сегодня мы будем говорить о семье и про семью. Подойдите к столам, здесь разрезные картинки. Ваша задача – собрать их в рисунок. Кто у вас получился?
1 картинка – бабушка. Какая бабушка? Замечательная…
2 картинка – дедушка. Какой дедушка? Добрый…
3 картинка – папа. Назовите другими словами это слово - папуленька, папочка, отец
4 картинка – мама. Назовите другими словами – матушка, мамуля, маменька, родимая.
5 картинка – сын. Назовите ласково.
6 картинка – дочка. Назовите ласково.
7 и 8 ребенок работают с карточками букв: сложить из букв слова тетя, дядя. Дополнительно - читают пословицы и объясняют их значение:
Мой дом – моя крепость.
В гостях хорошо, а дома – лучше.
-Как одним словам назвать всех этих героев? (Семья)
9 картинка – много детей. Как одним словом назвать семью, где много детей – многодетная.
-Много детей в семье – это хорошо или плохо? (ТРИЗ – игра)
-А что такое семья? ( Высказывания детей: Семья – это люди, которые живут вместе. Семья – это дом)
-Давайте украсим слово «семья» (игра с мячом) – большая, маленькая, дружная, заботливая, счастливая, гостеприимная, веселая, трудолюбивая, крепкая, здоровая.
-Что в семье может делать мама? (стирать, готовить, убирать, шить)
-Что в семье может делать папа? (чинить, строить, красить)
-Что в семье могут делать дети? (делать уроки, рисовать, играть, смотреть мультфильмы, помогать – если не скажут)
-Что в семье может делать бабушка? (вязать, готовить, играть с внуками)
-Что в семье может делать дедушка? (читать газету, строить)
Игра «Наоборот» (с мячом, с усложнением)
старший – младший
молодой - пожилой
добрый - злой
папа высокий – сын низкий
сестра трудолюбивая – брат ленивый
мама строгая – бабушка ласковая
дедушка старый – внук молодой
большой мальчик – маленькая девочка
веселая бабушка – грустный дедушка
3. Физкультминутка.
Тра-та-та, тра-та-та Руки в боки, топаем ногами
Растворились ворота. Руки в стороны
А из этих из ворот Приседания
Вышел маленький народ.
Один дядя вот такой. Пальцы – «очки» у глаз
Другой дядя вот такой. Руки «держат» газету
А четвертый вот такой. Сжимаем руки – «держим штангу». Дыхательное упр.
Одна тетя вот такая. «Причесываем» волосы
А другая вот такая. Встали на носочки – «балерина»
Третья тетя вот такая. «Смотримся в зеркало»
А четвертая такая! «Прыжки через скакалку»
Один дедушка такой Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Другой дедушка такой С палочкой
Третий дедушка такой Со сгорбленной спиной
А четвертый – вот такой Прыжки на одной ноге
Одна бабушка такая «Завязываем платок»
А другая вот такая «Вязание на спицах»
Третья бабушка такая Со сгорбленной спиной
А четвертая – такая! Высокая и стройная.
4. Молодцы, занимайте свои места. А мы продолжаем. Настало время рассказать о членах вашей семьи.
Схема рассказа * Как меня зовут. Сколько мне лет.
* Назвать домашний адрес, описать дом.
* С кем я проживаю.
* Занятия членов семьи.
3-4 ребенка составляют рассказ.
Дидактическая игра «Магазин». Предлагаю детям порадовать своих родственников подарками (раздаю детям предметные картинки – галстук, бусы, зонт, журнал, сумка, молоток, кукла). Дети:
- У меня галстук. Это папин галстук…
- Давайте всегда радовать наших родных не только подарками, но и добрым отношением, улыбками, приятными словами. И тогда в наших семьях будет мир и покой.
5. Итог занятия «Солнышко»