Белевскина
Развитие речи у детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие диалогической речи у детей подготовительной группы.
Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребёнка с взрослым и своими сверстниками. В старшем дошкольном возрасте на передний план выдвигается общение со сверстниками. Ребёнок начинает предпочитать ровесника взрослому. Образцы ведения диалога ребё нок получает в общении с взрослыми: научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучается внеситуативному общению. Общение же со сверстниками способствует развитию детской речевой самодеятельности, формированию коммуникативных способностей. Кроме того, речь используется ребёнком для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнёра, организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит также важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Таким образом, задачу обучения детей диалогической речи нельзя сводить только к освоению вопросно-ответной функции. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования инициативной и активной ответной позиции, партнёрских отношений. И такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка с взрослыми, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом не возможно без освоения языка и средств невербального общения, без воспитания культуры речи.
Публикация «Развитие речи у детей в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие диалогической речи детей происходит в беседе. Беседа может носить подготовленный и неподготовленный характер. Её задачами являются: во-первых, научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивая его речь, стараться говорить понятно для собеседника; во-вторых, отрабатывать навыки произносительные и грамматические. Подготовленная беседа строится из трё х частей: 1 – вступление, цель которого – привлечь внимание детей к теме разговора. Это может быть сообщение о каких-либо событиях с предложением поговорить о нём, интересный вопрос, загадка, рассматривание картинки, чтение стихотворения. 2 – развитие темы разговора. Чтобы тема разговора развивалась целенаправленно, и дети не отвлекались, важно продумать заранее вопросы, наметить план беседы, как можно больше обращаться к опыту детей. Организовывать беседу я стараюсь так, чтобы в ней приняли участие все дети. Для того чтобы поддержать интерес к беседе и активизировать речь детей, я использую наглядный материал, художественное слово. 3 – концовка. Заканчиваться беседа может загадкой, стихотворением, показом или комментарием воспитателем соответствующей картины. Обязательно нужно подвести детей к логическому выводу о том, что им необходимо усвоить из беседы. Я беседую с детьми на различные темы: о событиях из личного опыта, неожиданных встречах и интересных явлениях в природе, в общественной жизни, о жизни в детском саду и дома, на нравственные темы, разнообразные воображаемые проблемные ситуации. Цель неподготовленной беседы – пробудить речевую активность каждого ребёнка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями. В беседах на темы из личного опыта в большей степени решаются задачи развития диалогической речи детей : умение слушать партнёра, инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста. В таких беседах я стараюсь выступать как собеседник, партнёр по общению, привлечь к диалогу всех детей.
К диалогической форме я стараюсь приблизить и задания на рассказывание. Особенно это относится к рассказыванию на темы из личного опыта и сочинению по набору игрушек. Я подбираю вопросы, которые бы побуждали детей к высказываниям из их собственного опыта, рассказываю истории из своей жизни, использую различные рассказы из детских газет, журналов, книг. Такие приёмы пробуждают интерес детей к рассказыванию, вызывают желание высказаться по ассоциации. Дети откликаются на интересные рассказы сверстников, дополняют их, задают различные вопросы. Любят дети и совместные сочинения сказок, рассказов. Если сначала совместно сочиняют педагог и дети, то в дальнейшем сочинять могут несколько детей. Рассказ строится как взаимодействие речевых партий, когда один начинает фразу, а другой её завершает.
Кроме бесед для развития диалогической речи я использую приёмы театрализации – разнообразные приёмы пересказа детьми в лицах художественных произведений. Игры-инсценировки, игры- драматизации можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности. Инсценировать можно короткие сказки, рассказы, потешки, стихотворения или какой-либо эпизод из произведения. Один и тот же текст дети могут инсценировать разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Такие инсценировки дают возможность совершенствовать разговорную речь детей, учат действовать самостоятельно рядом со сверстником, не принимая на себя определённой роли. Игры-инсценировки готовят основу для драматизаций, в которых дети принимают на себя определённую роль и вынуждены координировать игровые действия с партнёрами. Для стимулирования детей к самостоятельной организации таких игр я предоставляю им в свободное пользование различные виды театров (настольный, варежковый, теневой, би-ба-бо и др., костюмы для ряжения, а также материалы для изготовления атрибутов, игрушек, декораций (картон, цветную бумагу, краски, бросовый материал и т. п.).
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Здесь как нигде проявляются диалогические умения детей. В сговоре на игру они учатся договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, игрушки, атрибуты. В процессе игры они ведут ролевой диалог в соответствии с выбранной ролью, разрешают возникшие споры и конфликты. Я стараюсь, чтобы дети, выстраивая ролевую беседу, использовали знания о той или иной профессии, общественных отношениях, которые они получили на занятиях, из бесед, наблюдений. Помогаю им советами, напоминаниями, предложениями, использую различные игровые упражнения для развития навыков доброжелательного общения: «Разговор по телефону», «Кукольные разговоры», «Как встречать гостей», «Интервью с корреспондентом».
Прекрасным средством налаживания диалогического общения являются дидактические игры. В таких настольных играх как «Лото», «Домино», «Шашки», маршрутных дети учатся способам диалогического взаимодействия: соблюдению очерёдности, вежливому обращению друг к другу, умению аргументировать и отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнёром. Такие игры как «Чего не стало?», «Узнай на ощупь», «Найди звук», «Назови одним словом», «Скажи какой?» и т. п. я стараюсь организовывать как игры парами, чтобы дети имели возможность взаимодействовать с партнё ром: учились слушать его, действовать по очереди, контролировать свои действия и действия партнёра, говорить о согласии или несогласии с его действиями. В дидактических играх дети учатся также объяснительной речи. Для этого я сначала обучаю новой игре одного ребёнка, а потом предоставляю возможность поиграть в неё другим детям. Обученному ребёнку предлагается объяснить содержание и правила игры, ответить на заданные вопросы. Я использую и дидактические игры на развитие культуры общения : «Волшебные слова», «Пожалуйста», «Передай другому».
Для налаживания диалогического общения со сверстниками большое значение имеет коллективная деятельность: совместное изготовление поделок, рисунков, построек, сочинение сказок, рассказов и др. В таких видах деятельности общение между детьми имеет деловой характер. Диалог представляет собой короткие реплики партнёра, на которые ребёнок отвечает действием или выражает своё отношение к происходящему при помощи неречевых средств. Чтобы дети учились налаживать отношения друг с другом, устанавливать эмоциональные контакты, я организую такие игры, как «Узнай по голосу», «Разведчики», «Огородники», «Садовник» и др. Они помогают узнавать друзей по голосу, замечать детали внешнего вида, устанавливать речевой контакт. Эти игры не носят характер личностного общения, а учат обращать внимание друг на друга, устанавливать контакт с предпочитаемым сверстником. В играх «Фанты», «Краски», «Гуси-лебеди», «Где мы были, мы не скажем…» взаимодействие детей имеет характер речевого диалога. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведёт к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогическому общению.
В развитии умения детей устанавливать контакты друг с другом важную роль играет и организация пространства общения. В игровой и учебной зоне подбор и расстановка мебели, доступность игрушек, атрибутов, материалов позволяют детям общаться в свободной непринуждённой обстановке. Наличие дивана и кресел в игровом уголке, а также их уединённое расположение создаёт предпосылки для проявления непосредственности, раскрепощённости, способствует налаживанию тесного общения друг с другом. Расстановка и форма столов в виде полукруга позволяет организовать деятельность детей по парам или коллективно (по 4-5 человек, побуждая их к установлению контактов, возникновению разговоров, согласованию замыслов, действий.
Способствует развитию диалогической речи и правильно организованный уголок книги. Я подбираю книги в соответствии с возрастом детей, их интересами, на темы, пройденные на занятиях. В уголке присутствуют книги одного автора, иллюстрированные разными художниками, а также различные произведения этого автора. Имеются книжки-самоделки, придуманные и изготовленные самими детьми, картинки, иллюстрации и альбомы по изучаемым темам. Подбор книг и наглядного материала постоянно меняется. Такая организация уголка вызывает интерес детей к художественной литературе, желание рассмотреть книги, прочитать их, обсудить, поделиться своими впечатлениями.
Педагог всегда является примером для подражания, поэтому очень важно то, как он общается с детьми. Я стараюсь разговаривать с ними спокойно, вежливо, как равный им собеседник. Каждый день интересуюсь их проблемами, событиями из их жизни, рассказываю что-либо о себе. Стараюсь отвечать на все заданные мне вопросы, а если не получается, объясняю причину, по которой не могу удовлетворить их любопытство