мирошникова ольга
Развитие речи у детей раннего возраста посредством устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются : воспитание звуковой культуры речи, обо- гащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.
Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По-другому устное народное творчество называют словом
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
«фольклор».Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.
Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрос-
лый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художе- ственные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.
Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей.
В своей работе я широко применяю малые формы фольклора с детьми младшего возраста. Вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, ребята делают ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует их поведение.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение.
И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю ребятам :
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Для развития мелкой моторики использую игры с пальчиками
на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети
знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так
и в свободной деятельности. Такие игры как «с мамой мы стирал. и», «мы капусту рубим,рубим.», «семья», «Семья» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.
Спокойная, доброжелательная обстановка, доверительные отношения располагают детей к общению.
Таким образом, ознакомление детей с малыми формами фольклора влияет на всестороннее развитие речи : звуковую культуру, грамматический строй, сло- варь, учит детей ориентировке в пространстве, даёт понятие о временных представлениях, величине, цвете. С помощью устного народного творчества знакомим детей с окружающим миром; с укладом жизни и быта русского наро- да. Закладываются основы развития связной речи.
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.