Елена Савина
Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Дидактические игры имеют большое значение в процессе обучения и воспитания дошкольников. Дидактическая игра рассматривается как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ. В игре дети закрепляют речевые умения, уточняют представления о речевых явлениях, приобретают способность свободно пользоваться лексическими и грамматическими средствами языка.
Темочки:
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Дидактические игры развивают объяснительную речь, упражняют в составлении связных высказываний, способствуют пополнению и закреплению словаря, формируют навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова и образованию слов.
Дидактические игры формируют речь детей: пополняется и активизируется словарный запас, развивается правильное звукопроизношение, развивается связная речь, способствующая правильному выражению своих мыслей. Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни ].
Совместно с речевым развитием осуществляется и познавательное развитие в дидактических играх. Так как игра содействует расширению представлений об окружающем мире, улучшению внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Собственно, дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения. Подчас ребенок, играя, незаметно для себя постигает те знания и умения, какие мы полагаем необходимым ему предоставить. Дидактические игры приносят детям радость, удовольствие, интерес познания. Всякая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. А значит, способствует развитию связной речи и интеллектуальных способностей детей.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в практической деятельности многих педагогов и трудах ученых. Конечно, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры всегда занимали и занимают особое место.
Стоит отметить, что дидактическая игра имеет свои признаки. Характерными ее признаками являются: наличие общей цели участников игры, разнообразие ролевых целей при выработке решения, распределение ролей между участниками игры, взаимодействие участников игры, которые выполняют те или иные роли, моделирование ситуаций учебно-воспитательного характера и принятия учебно-педагогических решений, альтернативность решений, коллективная выработка решений, наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников [7].
Главной задачей многих словесных игр является нахождение антонимов и синонимов. Также, они развивают речь ребят : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение правильно выражать свои мысли.
Для правильного и современного процесса речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических упражнений и игр, нужно реализовать некоторые организационно – педагогические условия. Такие как: объяснение правил и хода игры, обращая внимание на четкое выполнение правил и поведение при этом. Например, что они разрешают и подписывают, а что запрещают, ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, используемом в игре. Здесь можно провести краткую беседу, показывая картинки и предметы, уточняющие представление и знания детей о них, показ игровых действий для правильного выполнения действий или ига может не привести к нужному результату. Возможно, дети будут подсматривать, когда по правилам нужно закрыть глаза, нужно определить роль воспитателя в игре, подведение итогов игры – наиболее ответственный момент в руководстве ею. По результатам, получаемые в игре, можно судить о том будет ли она использоваться с интересом в самостоятельной игровой деятельности ребят и их эффективности.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к дидактическим играм, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Подготавливая дидактическую игру старшим дошкольникам с целью развития связной речи, конечно, важно учитывать их возрастные особенности. Для детей данного возраста свойственен интерес ко всему новому и необычному, следовательно, они увлеченно будут выполнять различные творческие задания. Важно предоставить ребятам самостоятельность в выборе игры, тогда роль сыграет мотив соревнования, который их побудит находить собственное творческое решение.
Роль воспитателя при проведении самой игры также изменяется. Важно четко познакомить детей с новой игрой, ее содержанием, правилами, действиями, уточнить их понимание играющими, вместе с ними участвовать в игре, с целью выяснения того, насколько ее правила усвоены. Далее можно предложить ребятам поиграть самостоятельно, следя за процессом игры, чтобы не возникали различного рода конфликтные ситуации.
Стоит отметить, что в играх детей старшего дошкольного возраста правила становятся сложнее и больше по количеству и, конечно, воспитателю стоит хорошо усвоить их и общую последовательность игровых действий, прежде чем давать детям.
Итак, дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие связной речи, так как игра – ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста, применяя её на занятии возможно очень продуктивно выстроить образовательный процесс, интересный ребятам. Воспитанниками будет усвоена грамотно организованная речь, применяемая в различных условиях на практике. Речевая практика может быть усвоена через дидактические игры, являющиеся практической деятельностью, помогающую проверить усвоили ли дети речевые навыки и смогут ли они их применить в нужный момент.