Инна Бакланова
Консультация «Развитие речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире развитие речи дошкольника одна из самых сложных задач дошкольного образования. Родители уделяют особое внимание обучению чтению при подготовке к школе и совершенно неоправданно забывают о развитии связной речи ребенка. В задачи развития речи входит формирование словаря и грамматически правильной речи, развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, ознакомление с художественной литературой.
Публикация «Консультация „Развитие речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок 5-7 лет проявляет познавательную активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы, приводит свои аргументы. Активно участвует в коллективных обсуждениях, имеет свое мнение и умеет принять позицию собеседника. Имеет достаточный словарный запас. Пользуется обобщающими словами и понятиями. Правильно использует грамматические обороты. Устная речь содержательна, эмоциональна, выразительна фонетически и грамматически правильна. Самостоятельно пересказывает, сочиняет небольшие рассказы и сказки. Проявляет интерес к литературе, понимает идею произведения, авторское отношение к героям. Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях. Владеет звуковым анализом слов.
Бывает, что ребенок имеет ограниченный словарный запас, у него наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности в дифференциации таких понятий, как «овощи - фрукты», «дикие - домашние животные», различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов. Несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т. д.) у дошкольников в дальнейшем ведет к трудностям в овладении письменной речью в школе. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в развитии речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, походов в магазин, рынок и т. д., т. е. в повседневной жизни. Основная задача старшего дошкольного возраста – это формирование связной речи, овладение диалогической речью: умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать, используя разнообразные языковые средства в соответствии с ситуацией; умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста; уметь использовать нормы и правила речевого этикета. Овладение монологической речью: умение строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение; ознакомление с построением развернутого высказывания, формируя элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.
К концу дошкольного возраста предполагается, что дети: - свободно вступают в разговоры со взрослыми и детьми, отвечая на вопросы, дают аргументированный ответ; - пересказывают небольшое литературное произведение, составляют рассказ о предмете, по картинке, сюжетной картине, рассказ из личного опыта; - употребляют в речи синонимы, антонимы, омонимы; - дифференцируют обобщающие понятия (дикие и домашние животные; столовая, кухонная посуда и т. п.); - образовывают название домашних животных; - образовывают различные формы повелительного наклонения; - употребляют все части речи, сложные предложения разных видов.
Особенное внимание хочется уделить наиболее часто допускаемым ошибкам в речи дошкольников и дидактическим играм, способствующим устранению частых ошибок.
Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана) Например, Игрушка из дерева – деревянная. Из меха., материи., пластмассы. Дом из соломы – соломенный, кирпича., камня., дерева. Шапка из меха – меховая, шерсти., кожи., ситца., шелка., пуха., фетра…
Образование относительных прилагательных (сок из помидоров – томатный, огурцов., моркови., капусты., свеклы. ; Дерево с яблоками – яблоневое, грушами., сливами., персиками., абрикосами. Хлеб из ржи –ржаной хлеб, варенье из вишни., сок из фруктов., Молоко у коровы – коровье, каша из гречки – гречневая, из риса., пшена., геркулеса., манки…
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» : Дождь- дождик, лужа – лужица, ветер – ветерок, туча – тучка, Грач – грачонок., аистенок., журавленок., лисенок., котенок., медведка., бегемотик., Лёвушка., моржонок., огурчик, помидорчик., перчик., морковочка., луковичка.
Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого – кто?» У белки – бельчонок, бельчата, у зайчихи., у лосихи., у слонихи., у лисы., у волчихи., у моржихи., у тигрицы.,
Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один – много» или «Чего нет?» Грач – грачей, птица – птиц, стриж – стрижей, аист – аистов., жаворонков., скворцов., журавлей., уток., кукушек., гнезд. Много помидоров, баклажанов, перцев, кабачков, тыкв, моркови. Нет подсолнечника, ржи, зерна, колоса, овса, ячменя, гречихи, комбайна.
Образование прилагательных в сравнительной степени. Высокий – выше, широкий – шире, красивый – красивее, мягкий – мягче, удобный – удобнее, тонкий – тоньше, низкий – ниже, медленный – медленнее. Образование наречий «Назови по образцу» Теплый – тепло, удобно, чисто, широко, холодно, осторожно, низко., грязно, медленно.
Образование антонимов «Скажи наоборот» Эта улица узкая, а эта. (широкая, длинная – короткая, мелкий – глубокий, прямой – кривой, старый – новый.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай» Одна котлета – две котлеты – пять котлет. Один пирог – два пирога – пять пирогов…
Согласование существительных с личными местоимениями Моя – лоджия, рама, форточка, лестница, крыша. Мой – этаж, дом, подъезд, балкон.
Поиск соответствующего понятия «Подбери признаки (какая? Какой) Открытка – поздравительная, праздничная, красочная, красивая. Журнал – красивый, яркий, красочный, блестящий, деловой, развлекательный. Классификация понятий «Четвертый лишний» Клен, рябина, ель, осина (ель…
Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова» Хлеб – хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебница, хлеборезка, хлебозавод. Поиск соответствующего понятия «Чей, чьи» У медведя лапы – медвежьи, морда медвежья, хвост., шерсть.
Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?» Лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата. Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение» Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим… (льдом)
Связь слов в предложении «Составь предложения, по опорным словам,» Дети, снеговик, слепили.
Поиск логической ошибки (нарушение причинно-следственных связей) «Найди ошибку», придумай предложение правильно Река замерзла, потому что дети взяли коньки.
В подобные игры можно играть с ребенком по следующим лексическим темам: «игрушки», «овощи, фрукты, ягоды», «птицы», «животные», «времена года», «дом, мебель, посуда, электроприборы», «одежда», «город», «профессии», «транспорт», «растения», «деревья» .