МААМ-картинки

Консультация «Развитие речи старших дошкольников»

Инна Бакланова
Консультация «Развитие речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире развитие речи дошкольника одна из самых сложных задач дошкольного образования. Родители уделяют особое внимание обучению чтению при подготовке к школе и совершенно неоправданно забывают о развитии связной речи ребенка. В задачи развития речи входит формирование словаря и грамматически правильной речи, развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, ознакомление с художественной литературой.

Публикация «Консультация „Развитие речи старших дошкольников“» размещена в разделах

Ребенок 5-7 лет проявляет познавательную активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы, приводит свои аргументы. Активно участвует в коллективных обсуждениях, имеет свое мнение и умеет принять позицию собеседника. Имеет достаточный словарный запас. Пользуется обобщающими словами и понятиями. Правильно использует грамматические обороты. Устная речь содержательна, эмоциональна, выразительна фонетически и грамматически правильна. Самостоятельно пересказывает, сочиняет небольшие рассказы и сказки. Проявляет интерес к литературе, понимает идею произведения, авторское отношение к героям. Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях. Владеет звуковым анализом слов.

Бывает, что ребенок имеет ограниченный словарный запас, у него наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности в дифференциации таких понятий, как «овощи - фрукты», «дикие - домашние животные», различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов. Несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т. д.) у дошкольников в дальнейшем ведет к трудностям в овладении письменной речью в школе. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в развитии речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, походов в магазин, рынок и т. д., т. е. в повседневной жизни. Основная задача старшего дошкольного возраста – это формирование связной речи, овладение диалогической речью: умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать, используя разнообразные языковые средства в соответствии с ситуацией; умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста; уметь использовать нормы и правила речевого этикета. Овладение монологической речью: умение строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение; ознакомление с построением развернутого высказывания, формируя элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.

К концу дошкольного возраста предполагается, что дети: - свободно вступают в разговоры со взрослыми и детьми, отвечая на вопросы, дают аргументированный ответ; - пересказывают небольшое литературное произведение, составляют рассказ о предмете, по картинке, сюжетной картине, рассказ из личного опыта; - употребляют в речи синонимы, антонимы, омонимы; - дифференцируют обобщающие понятия (дикие и домашние животные; столовая, кухонная посуда и т. п.); - образовывают название домашних животных; - образовывают различные формы повелительного наклонения; - употребляют все части речи, сложные предложения разных видов.

Особенное внимание хочется уделить наиболее часто допускаемым ошибкам в речи дошкольников и дидактическим играм, способствующим устранению частых ошибок.

Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана) Например, Игрушка из дерева – деревянная. Из меха., материи., пластмассы. Дом из соломы – соломенный, кирпича., камня., дерева. Шапка из меха – меховая, шерсти., кожи., ситца., шелка., пуха., фетра…

Образование относительных прилагательных (сок из помидоров – томатный, огурцов., моркови., капусты., свеклы. ; Дерево с яблоками – яблоневое, грушами., сливами., персиками., абрикосами. Хлеб из ржи –ржаной хлеб, варенье из вишни., сок из фруктов., Молоко у коровы – коровье, каша из гречки – гречневая, из риса., пшена., геркулеса., манки…

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» : Дождь- дождик, лужа – лужица, ветер – ветерок, туча – тучка, Грач – грачонок., аистенок., журавленок., лисенок., котенок., медведка., бегемотик., Лёвушка., моржонок., огурчик, помидорчик., перчик., морковочка., луковичка.

Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого – кто?» У белки – бельчонок, бельчата, у зайчихи., у лосихи., у слонихи., у лисы., у волчихи., у моржихи., у тигрицы.,

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один – много» или «Чего нет?» Грач – грачей, птица – птиц, стриж – стрижей, аист – аистов., жаворонков., скворцов., журавлей., уток., кукушек., гнезд. Много помидоров, баклажанов, перцев, кабачков, тыкв, моркови. Нет подсолнечника, ржи, зерна, колоса, овса, ячменя, гречихи, комбайна.

Образование прилагательных в сравнительной степени. Высокий – выше, широкий – шире, красивый – красивее, мягкий – мягче, удобный – удобнее, тонкий – тоньше, низкий – ниже, медленный – медленнее. Образование наречий «Назови по образцу» Теплый – тепло, удобно, чисто, широко, холодно, осторожно, низко., грязно, медленно.

Образование антонимов «Скажи наоборот» Эта улица узкая, а эта. (широкая, длинная – короткая, мелкий – глубокий, прямой – кривой, старый – новый.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай» Одна котлета – две котлеты – пять котлет. Один пирог – два пирога – пять пирогов…

Согласование существительных с личными местоимениями Моя – лоджия, рама, форточка, лестница, крыша. Мой – этаж, дом, подъезд, балкон.

Поиск соответствующего понятия «Подбери признаки (какая? Какой) Открытка – поздравительная, праздничная, красочная, красивая. Журнал – красивый, яркий, красочный, блестящий, деловой, развлекательный. Классификация понятий «Четвертый лишний» Клен, рябина, ель, осина (ель…

Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова» Хлеб – хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебница, хлеборезка, хлебозавод. Поиск соответствующего понятия «Чей, чьи» У медведя лапы – медвежьи, морда медвежья, хвост., шерсть.

Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?» Лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата. Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение» Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим… (льдом)

Связь слов в предложении «Составь предложения, по опорным словам,» Дети, снеговик, слепили.

Поиск логической ошибки (нарушение причинно-следственных связей) «Найди ошибку», придумай предложение правильно Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

В подобные игры можно играть с ребенком по следующим лексическим темам: «игрушки», «овощи, фрукты, ягоды», «птицы», «животные», «времена года», «дом, мебель, посуда, электроприборы», «одежда», «город», «профессии», «транспорт», «растения», «деревья» .

Публикации по теме:

«Развитие словотворчеством» — мастер-класс по использованию инновационных технологий в развитии речи старших дошкольников Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями, способствующими развитию связной речи детей. Задачи: 1. Дать определения понятиям.

Влияние игры на развитие речи старших дошкольников (выступление на педагогическом совете) Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных.

Долгосрочный проект «Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии» Паспорт проекта: По продолжительности: долгосрочный; Направленность: познавательно-речевое развитие детей. Вид проекта: обучающий, творческий,.

Из опыта работы: «развитие речи у старших дошкольников» Развитие речи у старших дошкольников. Родной язык – ключ к познанию окружающей действительности, важнейшее средство воспитания всесторонне.

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт»Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт» Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 20 г. Аша Янгуатова И. С. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной.

Консультация «Упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников» Образование уделяет мало внимания развитию логического мышления дошкольников, так как основной целью является научить их использовать готовые.

Презентация «Отчет по теме «Развитие связной речи в коммуникативной деятельности старших дошкольников» Тема «Развитие связной речи в коммуникативной деятельности старших дошкольников» важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом.

Развитие мимики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи В последнее время резко увеличилось число детей с тяжёлыми нарушениями речи при дизартрии, когда искажается звукопроизношение вследствие.

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Из опыта работы «Развитие речи старших дошкольников посредством оригами» Речь является главным средством общения, которое зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не.

Автор публикации:
Консультация «Развитие речи старших дошкольников»
Опубликовано: 1 октября 2019 в 18:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Бакланова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД