Ирина Николаевна Киселева
«Развитие словотворчеством» — мастер-класс по использованию инновационных технологий в развитии речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями, способствующими развитию связной речи детей.
Задачи:
1. Дать определения понятиям «друдлы», «лимерики», «логосказки», синквейны», раскрыть актуальность, познакомить с особенностями данных технологий.
Публикация «„Развитие словотворчеством“ — мастер-класс по использованию инновационных технологий в развитии речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
2. Дать педагогам рекомендации по использованию технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов, при развитии связной речи старших дошкольников.
3. Повышение эффективности образовательного процесса, путем использования инновационных методов работы.
4. Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Ход мастер-класса :
- Добрый день, уважаемые коллеги! ФГОС ДО определяет современные требования к усвоению программы дошкольного образования. Эти требования представлены в виде ориентиров, которые представляют собой социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, обладает развитой литературной речью, проявляет интерес к словесному искусству.
Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии всех психических процессов, а особенно речи.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Творческие способности детей, креативное мышление особенно ярко проявляются в словотворчестве. Словотворчество или новообразования – явления, которое издавна имеет место в речи, а в науке о языке закреплено как окказионализм. Дети, особенно в старшей, подготовительной группе должны знать, что словотворчество имеет место в жизни, оно известно, и значимо для речи. Именно при помощи словотворчества писатели и поэты находят возможность более точно и образно охарактеризовать ситуацию; при помощи словотворчества создаются смешные слова, словосочетания. Многие исследователи отмечают, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. В ходе изучения теоретического материала я выяснила, что в нашей стране изучением детской речи занимались следующие ученые: Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова. На современном этапе темой словотворчества детей продолжают заниматься российские ученые: В. К. Харченко, Цейтлин и др.
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. На сегодняшний день существует множество ТРИЗовских технологий и игр для работы с дошкольниками.
Для себя я выделила несколько эффективных и интересных технологий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствуют развитию речи детей, сегодня я хотела бы вас с ними познакомить.
Первая технология, которую я хотела бы вам представить - «Друдлы». Эта технология способствуетразвитию речи детей, позволяет развивать мышление,воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр и обсуждение рисунков.
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в ходе которой вам надо придумать, что изображено на картинке. Друдлы -это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Дети превращают их в солнышко, цветочек, яблоко, очки, и т. д.
Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления! Сейчас я раздам вам друдлы, ваша задача – дорисовать их.
(Педагоги работают)
При работе с детьми, когда я показываю друдл, я поворачиваю его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдлов способствует развитию ассоциативного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам. Работу с друдлами можно начинать со второго полугодия младшей группы. На этом этапе использовать друдлы и параллельно к ним картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами очень эффективно. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу можно усложнить. Например, предложить составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем совместно с воспитателем придумывают по ним рассказ. Друдлы можно использовать на любом занятии, а также в качестве индивидуальной работы.
Следующая технология, с которой я хотела бы вас познакомить – технология «Лимерики».
Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества. Как правило, это стихотворение из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Строки в нем рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Сочинять лимерики начали в городе Лимерик (Ирландия). Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира.
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
В качестве подготовки можно использовать следующие словесные игры и творческие задания: «Доскажи словечко», «Склад – несклад», «Чистоговорки», «Сочини дальше», «Исправь меня», «Дразнилка».
Чтобы научить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются, и самостоятельно подбирать рифмованные слова, работу стоит начинать с проведения игровых упражнений, таких как: «Складные картинки» и «Придумай рифмованное слово». Детям предлагается найти картинки, которые рифмуются. Например: подушка – лягушка, рубаха – черепаха и т. д. Если не получается рифма, можно предложить им изменить их, добавив одинаковые суффиксы (хвостики). Или назвать любое слово и попросить подобрать похожее на него. Опять же, важно обратить внимание на одинаковые «хвостики». Причем рифмуются не только названия предметов, но и их действия и признаки. Самое главное – выбрать наиболее удачные варианты и обратить на них внимание детей.
В игре «Придумай рифмованную строку» учим детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Это задание для детей очень сложное, т. к. они увлекаются самим сюжетом, постоянно «уходят в сторону». Здесь важно подвести их к пониманию того, что строчка должна заканчиваться одним из выбранных слов.
В игре «Сочиняем разные лимерики» знакомимся с моделью составления лимерика и упражняемся в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы, используя табличку с моделью составления лимерика и записывая его схемами:
Жил-был объект
Какой?
Что делал?
С кем общался?
Вывод
Предлагаем детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (грач - калач, сидел - свистел). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми сочиняем текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
Жил-был чёрный грач,
Был он круглый как калач.
Червяков он много ел,
С мячом летать не хотел.
Вот какой ленивый грач!
Изначально ребятам сложно составить даже двустрочники, но с каждым разом стихи получаются все интереснее по содержанию и больше по размеру строк.
В игре «Что получится, то и получится» учимся составлять небылицы. Дети отвечают на вопросы: «Кто? Что? Какой? Что делает? Где?» Сформулировав вопрос, педагог выслушивает ответы детей и вписывает в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Пушистый чемодан летает в будке»).
В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушениями в согласовании слов, например: «Круглый платье скачет на горе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее. Такие упражнения полезны для совершенствования грамматического строя речи.
Далее в игре «Стишок про нас» дети учатся создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.
Жил-был мальчик Кирилл,
И неправильно он говорил.
Заниматься он не хотел
Звуки и буквы она ел.
Учись Кирилл красиво говорить!
В игре «Придумаем стишок или лимерик про занятие» упражняем детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях. Можно предложить детям в конце какого-либо занятия составить стишок или лимерик о том, что они узнали.
Жила – была счётная палочка
Длинная как скакалочка.
Считать она не умела
С дирижером дружить хотела.
Вот какая интересная палочка!
Жила – была буква А,
Острая как стрела.
В начале слова стояла
И место никому не уступала.
Какая невоспитанная буква!
И после это переходим к непосредственному сочинению лимериков. А так как лимерики это узаконенная нелепица, такое сочинение доставляет детям огромное удовольствие. Сочиняем в групповой комнате, на прогулке, сочиняем к каждой лексической теме. Работа эта продолжается дома с родителями (после проведенной с ними работы).
Лимерик тем и хорош, что представляет собой смешную нелепицу. То есть, можно говорить любую чепуху и не выглядеть при этом глупо. Чем смешнее и неправдоподобнее получается, тем больше стихотворение похоже на лимерик.
Подводя итоги, хочу отметить, что в результате проведённой работы речь детей станет более свободной, развернутой. Они перестанут бояться высказываться, научатся более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.
Предлагаю и вам сочинить лимерик на тему нашего сегодняшнего пед. совета. Желаю удачи!
(Педагоги работают)
Следующая технология, с которой я вас познакомлю – логосказка.
Логосказка - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи в работе с детьми дошкольного возраста; это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.
Выделяют несколько видов логосказок:
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
• Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
• Сказки, способствующие формированию связной речи.
• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
• с куклами на палочках;
• рукавичковый;
• картонажный;
• бибабо и др.
Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.
Логопедические сказки могут проводиться с целью развития артикуляционной моторики, развития фонематического восприятия, формирования связной речи и т. д. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или его фрагмент. Их могут применять в своей практике, как логопеды, так воспитатели и родители. Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки - спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.
Послушайте сказку:
Жила-была девочка Маша. У Маши сегодня день рождения. Она решила украсить свой дом воздушными шариками. Один шарик она не завязала и он начал сдуваться. Логопед отпускает шарик. С каким звуком сдувался шарик? Ш-ш-ш. Другой шарик Маша завязала, но не достаточно крепко, он начал сдуваться медленно. С каким звуком сдувался шарик? С-с-с.
Артикуляция звука Ш
Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято (Ш — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ш – глухой звук).
Артикуляция звука С
Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты.
Сложно? Мы не можем дать такие сложные инструкции детям. Для простоты объяснения существуют артикуляционные упражнения. Для звука Ш, Ж – «чашечка», «окошко». Для звука С,З – «горка», «заборчик». Всего два упражнения и вы можете показать артикуляцию звука. Но не всегда получается с первого раза «поставить» звук, а частое повторение одного и того же материала надоедает детям. Вот в такой ситуации нам и пригодятся логосказки. Я предлагаю Вам самим попробовать сочинить логопедическую сказку. Для этого вам необходимо будет разделиться на две подгруппы. Одна сочиняет сказку для звука Ш. Другая для звука З. Герои сказок – котенок, который шипит и выгибает спинку и комарик.
(Педагоги работают)
Теперь вы и сами, уважаемые коллеги, можете сочинять логосказки и использовать их на занятиях с воспитанниками детского сада.
Еще одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием дидактического синквейна. Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.
В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи.
История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.
В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактическогосинквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойстваи признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилага-тельные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают)
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Пример синквейна:
Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.
Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.
Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).
Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
А сейчас уважаемые коллеги, я предлагаю вам сочинить синквейн на тему «Воспитатель».
(Педагоги работают).
На сегодня это все инновационные технологии, с которыми я хотела вас познакомить, спасибо за внимание.