Диана Старунова
Конспект занятия по развитию речи с применение современных технологий «Рассказывание по картине «Мама моет посуду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Рассказывание по картине «Мама моет посуду»
Цель:
Задачи:
1. Образовательные:
Закреплять с детьми знания о добрых делах.
Учить рассматривать картину подетально.
Закрепить умение правильно называть предметы посуды.
Учить составлять описательный рассказ по вопросам.
2. Развивающие :
Развивать внимание, наблюдательность, активность в совместной работе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с применение современных технологий „Рассказывание по картине „Мама моет посуду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
3. Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду взрослых, стремление им помогать.
4. Речевые:
Связная речь: совершенствовать умение детей описывать предметы и вещи, называя их форму, величину, цвет; учить отвечать на вопросы полным ответом.
Словарь:
предметный – кран, кухня, раковина, кафель, туфли;
качественный – кухонный, обеденный, фруктовый, ягодный, апельсиновый, грушевый, поролоновая, мыльная;
глагольный – мыть, помогать, вытирать, готовить, варить, намылить, очистить, протереть.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Звуковая культура речи : развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слуховое внимание
Методы и приё мы:
Практические: сюрпризный момент – звон колокольчика, построение в хоровод, проведение физминутки «Давайте вместе с нами».
Наглядные: рассматривание картины целиком, через подзорную трубу.
Словесные: ответы на вопросы, дидактическая игра «Какой компот?»
Материалы: картина «Мама моет посуду», карточки на тему «Фрукты», «Ягоды», «Овощи», подзорная труба, колокольчик.
Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования – Милолика, Никита, Илья.
Предварительная работа: рассматривание и расстановка посуды в кукольном уголке.
Ход занятия
В группе раздаётся звон колокольчика.
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышите – это снова нас зовёт к себе звонкий колокольчик, собирайтесь в круг!
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Дай мне руку, встанем в круг!
Дети берутся за руки, встают в круг.
Воспитатель: ребята, сегодня такой чудесный день! Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем доброго дня, доброго утра!
Дети и воспитатель улыбаются друг другу и желают доброго утра.
Воспитатель: дети, а вы знаете, что сегодня в детском саду у нас День ласковых слов.
Ответы детей (нет, не знаем).
Воспитатель: да, сегодня День ласковых слов и Добрых дел. Я предлагаю вам сейчас игру «Сердечко». Вы будете передавать волшебное сердечко друг другу и ласково друг друга называть.
Проводится игра «Сердечко». Дети по очереди передают друг другу сердце, вырезанное из картона (или мягкую игрушку) и называют друг друга ласково по имени.
Воспитатель: вот как, оказывается, у нас много красивых имён, как они все красиво звучат! Мальчики и девочки, как вы думаете – сейчас мы с вами доброе дело сделали? Почему?
Ответы детей (да, мы сделали доброе дело, назвали друг друга ласково, а это приятно другим людям, у них повышается настроение)
Воспитатель: да, действительно, когда человека называешь ласково, ему от этого становится приятно, он улыбается и можно сказать, что мы сделали хороший поступок – обрадовали близкого человека. А что будет, если не делать друг для друга добрых поступков? (вот тут технология ТРИЗ – нестандартное мышление и нестандартные вопросы) Я предлагаю вам присесть и рассказать мне и друг другу, какие добрые поступки можно ещё сделать?
Ответы детей (можно поделиться игрушками, угостить конфетой другого человека, спеть с ним песенку или помочь чем-то).
Воспитатель: да, вы всё правильно сказали. А какое доброе дело вы можете сделать для мамы дома?
Ответы детей (убрать игрушки, полить цветы, пропылесосить, помыть посуду).
Воспитатель: точно! Вы правы. Ребята, у меня есть картина, она называется «Мама моет посуду». Давайте мы её с вами рассмотрим и расскажем, что же на ней нарисовано. Но посмотреть на неё я предлагаю вам не просто так, а через подзорную трубу. Ой, а труба-то у меня только одна! Что же нам делать? (проблемная ситуация)
Ответы детей (посмотреть в неё по очереди).
Воспитатель: я согласна. Давайте так и поступим. Выберем считалкой – кто же будет смотреть первый.
Считалкой выбираются дети, которые смотрят в подзорную трубу на части картины.
Мы всегда играем дружно,
А недружных нам не нужно!
Не нужны нам драчуны,
Плаксы тоже не нужны!
Воспитатель выставляет картину.
Дети по очереди называют объекты. Воспитатель задаёт уточняющие вопросы (дети отвечают полным ответом) :
Что видно в подзорную трубу? (в подзорную трубу я вижу кран);
Где находится кран? (кран находится на кухне, в раковине);
А что ещё может быть на кухне? (раковина, посуда, мебель);
Назовите мне предметы кухонной мебели (мойка, шкаф);
Что ещё видно в подзорную трубу? (чайник);
Какая чашка у мальчика в руках? (красная, круглая);
Что можно делать с чайником, как его использовать;
Где хранятся тарелки? (тарелки хранятся в шкафу);
Что мама делает на картине? (мама протянула руки к мальчику)
Воспитатель: мальчики и девочки, вы так много интересного увидели в подзорную трубу! Это очень хорошо, что вы такие наблюдательные. А хотите проверить свою наблюдательность ещё?
Ответы детей (да, хотим).
Воспитатель: замечательно! Тогда я вам предлагаю поиграть в игру, но в ней нужно быть очень наблюдательными и внимательными. Смотрите на меня, повторяйте за мной слова и движения. (здоровьесберегающая технология)
Физминутка.
Проведение игры «Давайте вместе с нами!». Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с детьми произносит текст и показывает движения (повторяет 2-3 раза с ускорением, текс после первого прочтения второй раз можно проговаривать, начиная с последней строчки до первой).
Давайте вместе с нами
(поднимают руки в стороны)
Потопаем ногами
(топают ногами, стоя на месте,
Похлопаем в ладоши
(хлопают в ладоши).
Сегодня день хороший!
(Поднимают прямые руки вверх – в стороны.).
Воспитатель: вот это внимание и наблюдательность у наших детей! Молодцы! А сейчас я предлогаю вам снова посмотреть на нашу картину, но уже не в подзорную трубу, а через лупу.
Воспитатель: и так, что же ещё мы видим на нашей картине с помощью лупы?
Ответы детей (мы видим, что на столе стоит посуда).
Воспитатель: верно! А как вы думаете, для чего нужен чайник?
Ответы детей (для того чтобы погреть воду).
Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, справились с этим заданием.
Я приготовила для вас еще одну игру. У меня есть картинки с посудой,и вам я предлагаю с помощью наших таблиц составить рассказ о каждом предмете. (вот тут можно применить мнемотаблицы – задаешь вопрос и показываешь карточку, которая поможет ребенку ответить. Получается, описательный рассказ по мнемотаблице)
Для детей среднего возраста : Какого цвета; Из каких частей состоит ; Действия.
Воспитатель: какие вы у меня сегодня молодцы! Всё заметили, всё увидели. Теперь давайте рассмотрим картину без подзорной трубы и лупы. Мама моет посуду. А кто ей помогает?
Ответы детей (маме помогает сын).
Воспитатель: да, вы должны помогать маме, ведь это доброе дело. А какое доброе дело вы сделали вчера дома?
Ответы детей (помогали по дому, убирали игрушки и т. д.).
Воспитатель: какие вы молодцы! Настоящие помощники растут у мам и пап! А сейчас я вам предлагаю сделать доброе дело для нашего младшего воспитателя – помочь накрыть стол к обеду, расставить игрушки на свои места и полить цветы.