Исаева Нина
Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух - это способность различать и осознавать звуки речи, которые в языке имеют смыслоразличительную функцию. Данный вид слуха является важным компонентом для формирования правильного звукопроизношения, навыков чтения и письма. У детей дошкольного возраста фонематический слух находится в стадии активного развития, и задача педагога - создать условия для этого развития.
Цель данной методической разработки - предложить эффективные способы и методики для развития фонематического слуха у дошкольников через игровые и практические занятия.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Цели и задачи: Развить у детей способность различать фонемы на слух. Научить детей анализировать и синтезировать звуки в словах. Подготовить детей к успешному обучению чтению и письму.
Ожидаемые результаты: У детей будет развита способность различать звуки родного языка. Дети смогут правильно произносить и анализировать звуки в словах. Будет заложена основа для успешного овладения навыками чтения и письма.
Методы и приемы развития фонематического слуха.
Игры на различение звуков речи:
Игра «Угадай звук»: Ведущий называет слово, а дети определяют первый или последний звук. Например, "кот" – дети говорят, что первый звук [к], последний [т].
Игра «Слушаем и хлопаем»: Детям дается ряд слов, при произнесении которых они хлопают, если слышат определенный звук, заранее оговоренный с педагогом.
Игры на выделение звуков в словах:
Игра «Кто как говорит?»: Педагог изображает звуки животных (например, "кошка - мяу", "собака - гав", а дети повторяют, акцентируя внимание на начальных звуках.
Игра «Звуковое лото»: У детей карточки с картинками, на которых изображены предметы. Педагог называет звук, а дети должны найти предмет, который начинается на этот звук.
Анализ и синтез звуков в словах:
Игра «Звуковой поезд»: Дети «собирают» поезд из звуков, составляя слова из предложенных фонем (например, «М-А-М-А»). Ведущий называет отдельные звуки, а дети "собирают" их в слово.
Игра «Найди лишнее слово»: Детям предлагается несколько слов, одно из которых отличается по звуковому составу. Задача ребенка - определить это слово.
Развитие слуховой памяти:
Игра «Повтори цепочку»: Ведущий произносит цепочку слов или звуков, а дети повторяют в той же последовательности. Постепенно усложняется задача за счет увеличения длины цепочки.
Для достижения поставленных целей необходимо: Регулярное проведение игровых занятий, направленных на развитие фонематического слуха. Индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности с различением звуков. Включение в занятия с детьми дидактического материала, развивающего звуковую культуру речи.
Занятие по развитию фонематического слуха.
Тема: Различение гласных звуков.
Приветствие и настройка на занятие (5 минут):
Педагог приветствует детей, задает вопросы, включает игру на внимание, например, "Угадай звук природы" (птицы, ветер, капли дождя).
Основная часть (10 минут):
Игра «Назови первый звук» (детям показывают карточки с картинками предметов, они называют первый звук).
Игра «Ловим гласные» (детям называют несколько слов, и они хлопают, когда слышат гласный звук в слове).
Итог и закрепление (5 минут):
Педагог задает детям вопросы: "Какой звук мы сегодня искали?", "Что было самым сложным?", "Что вам понравилось больше всего?" Подведение итогов, похвала детей за активное участие.
Развитие фонематического слуха у дошкольников - это важная часть подготовки к школьному обучению. Для успешного овладения чтением и письмом ребенку необходимо уметь различать и анализировать звуки родного языка. Игровые методики, предложенные в данной разработке, помогают детям легко и с интересом овладевать этими навыками.