Лучший педагог года

Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой

Наталия Романова
Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние художественной литературы на всестороннее воспитание детей.

Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Публикация «Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой» размещена в разделах

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Прежде всего, книга – источник знания. Из книг дети узнают многое о жизни общества, о природе.

Книги великого русского педагога и детского писателя К. Д. Ушинского представляют большой интерес и для воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитательное значение статей К. Д. Ушинского в том, что они сообщают детям знания о вещах, о животных и растениях. Эти статьи, написанные простым языком, приучают детей выражаться точно и определенно, развивают у них логическое мышление.

Родоначальником реалистической прозы для детей считается Л. Н. Толстой.

В его рассказах, даже самых маленьких, всегда есть идея, язык этих рассказов по своей простоте, ясности и точности не превзойден. То, что написал Л. Н. Толстой для детей, было большим событием в литературе и педагогике. Слушая рассказы Л. Н. Толстого о животных, дети узнают о жизни их, повадках, местах обитания.

Книги способствуют расширению представлений детей о мире вещей и явлений, доступных их пониманию.

Такие книги, как «Конь – огонь», «Кем быть?» В. Маяковского, «Откуда стол пришел?», «Вчера и сегодня» С. Маршака убеждают ребенка в пользе труда, расширяют круг детских представлений о том кто и как делает вещи, являются прекрасным образцом книги, где детям дается большой познавательный материал. Они очень привлекают детей, удовлетворяют их любознательность, упорядочивают бессистемно приобретенный ими опыт.

Книги о природе М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Е. Скребицкого открывают перед детьми мир животных и растений.

В результате чтения книг о животных дети не только усваивают фактический материал, но и лучше начинают относиться к животным, больше о них заботиться.

Из современных авторов можно отметить книги из серии «Хочу все знать». Рассказы О. Б. Шапиной «Ты и твоя Родина», В. В. Лабутиной «Ты и твоя планета» знакомят детей со своей страной, с планетой Земля.

Серия развивающих сказок Т. А. Шорыгиной знакомит детей с природой («Зеленые сказки», с правилами безопасного поведения на улице(«Осторожные сказки», со свойствами воды («Вода»).

Из книг А. Берловой дети узнают про то, как из маленького зернышка хлеб получается, как сажают, выращивают, делают муку и пекут хлеб, а потом мы его покупаем в магазине. Знакомятся с профессиями хлебороба, комбайнера, пекаря, («Про хлеб», как делают книги («Про то, как делают книги»,

Одной из задач в формировании личности дошколь­ника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что свя­зано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и по­ступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать жела­ние стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами пове­дения. Формированию нравственных представлений и нравствен­ного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Говоря о влиянии литературы на нравственное воспитание дошкольников у детей пяти - шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хо­рошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому воспитателю нужно знать их содержание, чтобы на­правлять нравственное развитие детей. Недооценивая возмож­ности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие чело­веческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста, помогают привить детям этические нормы поведения, учат детей делать выводы о характере поступков или поведении персонажей, учат дошкольников правилам вежливости, общению, культуре, анализировать и оценивать поступки героев. Например, беседы по художественным произведениям таких авторов, как В. Осеева «Плохо», В. Сухомлинский «Блестящие ботинки», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Печенье.

Воспитание художественным словом приводит к большим из­менениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появ­лению у него живого отклика на различные события жизни, пе­рестраивает его субъективный мир. Искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосозна­ние, формирует мировоззрение. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобре­тает в художественном произведении живое содержание.

Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личнос­ти: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор про­изведений.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ре­бенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художест­венное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, что ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

Задачи и содержание работы по развитию речи при ознакомлении с художественной литературой в старшей группе.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Задачи и содержание работы по развитию речи при ознакомлении с художественной литературой в подготовительной группе.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таковых жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возраста под действием целенаправленного управления воспитателей способны узреть единство содержания произведения и его художественной формы, отыскать в нем образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них “второго”, истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.

Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.

Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней

Цель.  Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что сегодня покажет им новую картину. Ставит картину "Осенний день" (из серии "Четыре времени года" О. Соловьевой (М. : Просвещение) на мольберт, дает ребятам возможность рассмотреть ее. (Дети должны сидеть поближе к картине.) Интересуется, все ли понятно, и, если возникают вопросы, отвечает на них.

"Как бы вы назвали эту картину? – спрашивает воспитатель и выслушивает ответы детей. – Какое время года и время суток изобразил художник? Как об этом сказать одной фразой? Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину – "Осенний день". Но как вы догадались, что на картине день? (На улице светло. Дети возвращаются из школы. Бабушка гуляет с внуком.)

А почему вы решили, что день осенний? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети возвращаются из школы. На прилавках овощной палатки – дары осени.)

Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.)

В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это отображено на картине? (Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие цвета радуют глаз.) В погожий осенний день трудно усидеть дома – тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Мама встретила первоклассника. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.

Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней, – завершает педагог эту часть занятия. – Очень важно начать рассказ с предложения, отражающего суть картины (чему она посвящена). Пофантазируем?"

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогая им найти удачное начало рассказа. Далее напоминает, что в прошлом году дети учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.

"Итак, кто о чем будет рассказывать и в какой последовательности?" – спрашивает педагог. Он одобряет ответы с краткими названиями пунктов плана. Затем подводит итог: "Мы решили, что начать рассказ можно так: "Стоял теплый осенний день (теплый сентябрьский день)" или: "Художник назвал свою картину "Хороший (теплый) осенний день". Далее мы будем рассказывать об осенней природе (выслушивает ответы, задает уточняющие вопросы). Теперь переходим к раскрытию второго пункта плана – о людях на улице". (Корректирует ответы детей.)

В заключение воспитатель дает свой образец рассказа:"На дворе теплый день. Чистое синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз.

На улице много людей. Возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собака. На собаку загляделся малыш. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку.

Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь хорошему дню".

Примечание.  Педагог оставляет картину в группе и в удобное для себя время проводит индивидуальную работу с детьми: просит 2–3 человек составить рассказ по картине. Это позволяет воспитателю получить представление о том, поняли ли дети, для чего нужен план рассказа, и насколько богат их словарь.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель.  Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить известные им русские народные сказки и назвать самое любимое произведение. Педагог напоминает ребятам сказки, с которыми их знакомили в этом году.

Дети вспоминают, как начинаются народные сказки, какими фразами заканчиваются.

«А русская народная сказка, которую я расскажу вам сегодня, – продолжает разговор педагог, – начинается так: „Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата нестыдятся“».

Воспитатель повторяет фразу, дети договаривают выделенные слова. Затем выясняет, как ребята понимают смысл выражения: «Есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

«Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, ее главной героине?» – спрашивает педагог. Выслушивает ответы детей и начинает рассказывать:

Посылали молодицу

Под горушку по водицу,

А водица далеко,

А ведерко велико.

«Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди, – объясняет воспитатель.  – И называется сказка – „Хаврошечка“».

Прочитав сказку, воспитатель интересуется, понравилась ли она детям, кому какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать сказочные образы и сказочные ситуации. (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, срабатывалось как бы само собою; из коровьих косточек яблоня выросла, яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила.)

«Замечательная яблоня из коровьих косточек выросла. Это она?» – педагог показывает ребятам картинку с изображением яблони. (Нет, здесь яблочки не наливные, листья не золотые, веточки не серебряные.)

Воспитатель предлагает желающим в свободное время сделать из обычной яблони волшебную (коллективная работа).

Заканчивая занятие, педагог предлагает повторить концовку сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».

Примечание. Вне занятий ребята (по желанию) при участии педагога могут воспроизвести диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах).

Хаврошечка. Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.

Коровушка. Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Диалог повторяется 2–3 раза. Перед каждым новым выступлением дети-слушатели хором приговаривают: «Спи, глазок, спи, другой!»

Публикации по теме:

Работа по развитию речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного.

Конспект занятия «Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой» НОД «Три весны». Цель: Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий.

Развитие речи детей раннего возраста при ознакомлении с природой Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста при ознакомлении с нетрадиционными способами рисования У творчества много имен и названий. Понятие "творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное,.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках знакомства с художественной литературой . Опыт работы Речь – одно из важных направлений в развитии ребенка. Она неразрывно связана с интеллектуальным развитием, служит основой.

Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой Всё существенное, весомое и полезное, что вписывается в понятие «ценностные представления», должно входить в жизнь ребёнка через значимые.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС. Дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой
Опубликовано: 3 марта 2019 в 14:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Романова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД