Светлана И. Федорова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС.
Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию. Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (текст ФГОС пункт 1.4.7.)
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром» размещена в разделах
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольника знаниями, умениями, навыками, но и становлению нравственных, эстетических качеств личности.
А в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. (это пункт 1.6.6.)
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу», у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т. е. «хочу»). Для меня стало важным как сделать так, чтобы такое желание возникло.
Необходимо выстроить систему работы для познавательной активности детей, старшего дошкольного возраста с помощью различных форм и методов и приёмов.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
- Создание условий в группе для самостоятельной познавательной активности детей;
- Расширение детского кругозора;
- Пополнение развивающей среды группы;
- Организация цикла экскурсий в природу и музеи;
- Разработка тематического планирования по ОО Познавательное развитие;
- Привлечение родителей к решению вопросов познавательного развития детей группы.
Прежде всего, в основу работы в этом направлении взяла следующие принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
- взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
- смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
- здоровьесберегающий принцип и др.
Эти принципы и определяют подход к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы в этом направлении, был проведен мониторинг с целью определения уровня развития познавательной активности детей. На основе полученных результатов была выстроена система работы. Прежде всего был составлен перспективный план ознакомления детей с окружающим по трем основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов. В плане были предусмотрены разные виды деятельности: НОД, игра, труд, самостоятельная и продуктивная деятельность.
Серьезное внимание необходимо уделить созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка. В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. (п. 3.3.1. 1)
Были организованы развивающие центры разных видов деятельности (Экологический, исследовательский, краеведческий, познавательный и т. п.) была составлена картотеки методической и детской литературы.
В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.
Осуществляю ее в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:
- «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
- дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и др., мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми вне НОД;
- глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;
- настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
- микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.
Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудована «Полочка умных книг»(энциклопедии типа «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.). Ее содержание всегда доступно детям.
Очень важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного процесса. Он должен быть партнером, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим, которому хочется подражать, умеющему вовлечь в познавательный процесс.
Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация, модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи).
В своей работе были использованы и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей :
- игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;
- сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.);
- элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.);
- юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.
На НОД в образовательной области «Познание» организовываю взаимоотношения не только по системе «педагог – дети», но и «дети – дети». Практика показывает, что не всегда в НОД поощряется взаимодействие детей со сверстниками (часто такое общение воспринимается как шалость). А ведь именно их взаимодействие друг с другом способствует развитию познавательного интереса, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, сопереживания. В своей работе стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей оказывать помощь друг другу.
Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, педагогам важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Формы работы с родителями
• Беседы об особенностях познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.
• Размещение рекомендаций на информационном стенде, сайте ДОУ.
• Семейные проекты «Моя семья», «Поможем птицам зимой», «Генеалогическое древо нашей семьи».
• Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби, «Мамины и папины уроки»
• Познавательные вечера по различной тематике, где родители – активные участники.
Мы надеемся, что результаты проведенной работы по развитию познавательной деятельности нас порадуют и проделанная системная работа будет способствовать развитию познавательной активности дошкольников.
Сейчас наши дети находятся в стадии формирования познавательного интереса и самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
Практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образования в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности.