Шайдакова Оксана
Развитие речи детей раннего возраста при ознакомлении с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания и впечатления.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста при ознакомлении с природой» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами живой и неживой природы.
Маленький ребенок смотрит в мир широко распахнутыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками, знакомясь с ней дети открывают для себя новый мир.
Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, услышал и затаив дыхание, люди слушают сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни»
Развивая речь детей при ознакомлении с природой, мы можем добиться единства коммуникативного и познавательного развития детей
Исходя из результатов начального обследования развития детей, отмечаются проблемы в развитии большинства детей по областям, особенно по «Речевое развитие» и «Познавательное развитие». А природа свое силой и красотой позволит обогатить словарь и развить речь детей.
Поэтому особое значение в нашей практике стали приобретать вопросы развития речи при ознакомлении с природой.
В начале работы было проведено обследование развития детей по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной.
Обследования проводятся в групповой игровой комнате в привычной для детей обстановке, основной метод пед. диагностики – наблюдение, в специально организованной, интересной для детей деятельности. Детям предлагаются игровые задания, упражнения, наблюдается самостоятельная деятельность детей.
Данные наблюдения заносятся в индивидуальную карту развития, где фиксируются результаты
Вывод: В основном речевое развитие вновь пришедших в детский сад детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии активной речи большинства детей.
На основании результатов обследования особенностей развития речи детей мы поставили перед собой следующую цель работы: Способствовать развитию пассивной и активной речи детей при ознакомлении с природой, учитывая индивидуальные особенности детей.
Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию речи детей раннего возраста :
1 этап – накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь.
2 этап – активизация слов в речи детей.
3 этап – Развитие фразовой речи детей при ознакомлении с природой.
На каждом этапе необходимо развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр, развитие речевого дыхания
В соответствии с этапами мы спланировали задачи:
1этап:
1. Ознакомить детей с предметами ближайшего окружения.
2. Развивать умение находить конкретный предмет, соотносить его с изображением на картинке, названием.
3. Развивать умение детей находить нужный предмет в знакомой обстановке, руководствуясь словесной инструкцией.
4. Развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр,
5. Развитие речевого дыхания
2 этап:
1. Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, качества.
2. Закреплять название животных, их детенышей.
3. Закреплять умение называть словом качественные характеристики знакомых предметов.
4. Развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр,
5. Развитие речевого дыхания
3 этап:
1. Развивать фразовую речь детей.
2. Учить детей строить предложения от своего имени.
3. Развитие мелкой моторики и речевого дыхания детей.
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет построение среды.
Предметно – развивающая среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.
Наибольший интерес детей вызывает природа, т. к. дети самостоятельно исследуют объекты и материалы. Настя А. и Настя М., Рома Р. любят играть вместе со взрослыми в настольно – печатные игры, особенно парные картинки природного содержания. Также их интерес вызывают разрезные картинки, пирамидки. Играя, они часто сопровождают свои действия речью.
На первом этапе мы знакомили детей с окружающей природой. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание объектов природы и иллюстрации, словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, практические (экологические игры).
Важным условием в работе является использование игровых приемов. Через игру ребенок качественно усвоит сложный дидактический и речевой материал. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического характера, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Чей это голос?”, “Громко – тихо”, “Кто в лесу живет”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением.
Когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу. На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.
Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Плохо говорящий Руслан М. обожает повторять звукосочетания и после организованной деятельности.
Итак, в процессе работы, пришедшие, не говорящие, крохи начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.
Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации Главная цель данного этапа - обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности. Игры на разные стоны речи детей на природном материале стали неотъемлемой частью деятельности. Дети используют в играх чистоговорки, потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты) Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание уделяем молчаливым, скромным детям. Например, Даше, речь которой непонятна, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А Юля и Илья, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.
Дети стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и тд. Дети с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения
То есть речь стала неотъемлемой частью деятельности, и самой жизни детей в детском саду и дома.
Повторное обследование развития речи показало следующие результаты: речевое развитие соответствует программе, улучшилось развитие связной речи и словаря детей.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
* повышение уровня развития речи каждого ребёнка
* повышение самостоятельной речевой активности детей
* увеличение числа задаваемых детьми вопросов
* повышение культуры общения.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи при ознакомлении с природой обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности.