Галина Мануковская
Развитие речи посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Родное слово – основа всякого умственного развития…
К. Д. Ушинский.
Использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи дошкольников. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности. Успехи каждого на речевых занятиях (повторяя за взрослым слово, фразу, сказал что – то по своей инициативе, ответил на вопрос) должны быть замечены.
Публикация «Развитие речи посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Я ежедневно читаю детям своей группы произведения художественной литературы (новые и хорошо знакомые). Шуточные стихотворения, потешки делают более содержательными общение с детьми в тот или иной отрезок времени: при умывании «Кран, откройся», при причёсывании «Уж я косу заплету…». Всё это способствует развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и средство воспитания личности ребенка. Дидактические игры классифицируются следующим образом:
1) с игрушками и предметами
2) настольно – печатные
3) словесные
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Задачи очень разнообразны. Они могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений; развитием речи (обогащение словаря, развитие мышления и связной речи, закрепление правильного звукопроизношения).
Важная роль в игре принадлежит правилам. Они указывают путь к достиже-нию цели; воспитывают умение управлять своим поведением.
Игровое действие – это проявление активности детей: катать шары, разбирать башенку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, выиграть соревнование, сыграть роль медведя, зайца…
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совер-шенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Примеры дидактических игр по развитию речи
«Козлята и волк»
Цель: заканчивать сказку по её началу.
Материал: фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход
Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: - Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/( дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
«Ветерок»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.
«Прятки»
Цель: формирование морфологической стороны речи; подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (на, за, под, рядом, слева, справа).
Материал: игрушки.
Ход
Подготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: - Меня известили, что у нас в группе поселились не прошеные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы!
Скажи, какой?
Цель: учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: - Это кубик. Какой он?
Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.