Виктория Пережогина
Занятие по развитию речи в старшей группе «Обитатели воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
Воспитатель: Пережогина Виктория Александровна
Тема: Обитатели воды
Цель: Расширить и систематизировать знания и представления детей о различных обитателях воды
Задачи:
Обучающие:
уточнить, расширить и закрепить знания о различных видах рыб и среде их обитания;
упражнять отвечать на вопросы полными предложениями и употреблять в речи предлоги;
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Обитатели воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
продолжать учить согласовывать слова в предложении.
Коррекционно-развивающие :
развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
стимулировать речевую активность детей;
развивать пространственную ориентировку и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающему миру природы;
формировать самостоятельность и активность.
Оборудование: предметные картинки с рыбами, и другими обитателями воды (речные – щука, карась, сом; аквариумные – гуппи, меченосец, сакалярия, (кит, белуга, дельфин); мнемосхема «Расскажи о рыбе»; индивидуальный наглядный и раздаточный материал к играм и упражнениям: карточки «Рыбы: один – много»; ; танграм и схема «Рыбка»; карточки «Рыбаки и рыбки», цветные карандаши.
Содержание:
1. Психогимнастика: упражнение: «Приветствие»
Мы считаем дружно: «Раз!».
В небе месяц вдруг погас.
Посчитаем дружно: «Два!».
Разгорается заря.
Посчитаем дружно: «Три!».
– Ясно солнышко, гори!
…Новый день просыпается –
Занятие начинается!
2. Введение в тему
Сейчас мы вас просим занять места на нашем корабле знаний и совершить очередное увлекательное путешествие в мир знаний. (Показываю глобус.) Это макет нашей земли.
Вопросы: Что на глобусе обозначено синим цветом, а другими цветами? Чего больше на земле, воды или суши? На земле много океанов, морей, рек, озёр. Как вы думаете, кто живёт в воде? Правильно – это рыбы и животные. Какая может быть рыба по месту обитания? Если она живёт в море, то она – морская, речная, аквариумная (дети проговаривают). А что мы знаем о строении рыбы. Давайте рассмотрим и назовём, что есть у рыбы?
3. Упражнение «Расскажи о рыбе» (рассказ по мнемосхеме)
Мы с вами уже знакомились с рыбами, кто из вас хочет рассказать, что он узнал о них? (Это рыба карась. Она большая. У неё есть голова, тело, покрытое чешуёй, хвост и плавники. Карась живёт в реке и питается червями).
4. Упражнение: «Один – много»
Вы так много уже знаете о рыбах, молодцы. Мы с вами сейчас поиграем в игру «Один – много». Для этого у вас есть карточки и у меня. У меня сколько? (Одна рыба) Кто знает, как она называется? (Сом). У меня один сом. У кого таких много? Как сказать правильно? (У меня много сомов).
5. Физ. минутка:
Рыбка плавает в водице (Сложенными ладонями изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть (Поворачиваются вокруг себя.)
Рыбка, рыбка озорница (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Виляют «хвостиками».)
Рыбка быстро уплыла. (Убегают на свои места.)
6. Дидактическая игра «Кто где живет?»
Скажите, ребята, если рыба обитает в море, то она какая?
Дети: в море – морская
в аквариуме – аквариумная рыбка
в реке – речная
в озере - озёрная
7. Упражнение: «Собери рыбку» (танграм)
Вы уже знаете, из каких частей состоит рыбка, но представьте себе, что рыбку можно сложить из геометрических фигур. Давайте возьмём наши тарелочки, на них есть фигуры и схема с подсказкой, попробуйте сложить, что у вас получится. Что у вас получилось? (Рыбка). А из каких фигур вы построили рыбу? Сколько всего фигур? Какого цвета получились рыбки?
8. Дидактическая игра «Разложи рыб и морских обитателей правильно»
Рассталены контейнеры (аквариумы с отметками 1, 2, 3, 4). Нужно разложить рыб и морских обитателей в соответствии с числом слогов.
9. Игра «Закончи предложение»
— Рыбка к камню… (подплыла).
— Рыбка от берега (отплыла).
— Рыбка всю реку (переплыла).
10. Посчитаем рыб и морских обитателей
Одна скалярия, две скалярии …
Один сом, два сома, три сома …
(щука, карась, меченосец)
10. Итог: Обобщающие вопросы по теме.
- Где живут рыбы? (в аквариуме, реке, озере, море)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуёй)
- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- Как называются рыбы, которые живут в реках? (речные)
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
Молодцы, ребята. На сегодня наше увлекательное путешествие закончилось.