Елена Бурлака
Развитие речи нужно начинать с рождения
▼ Скачать + Заказать документы
С какого возраста стоит заниматься развитием речи ребенка?
Почему мой ребенок не произносит отдельные звуки?
Мне кажется, или он меня не понимает?
Почему он не может внятно объяснить чего он хочет?
Раньше речь была понятнее, почему сейчас я не всегда понимаю, что он говорит?
Похожие вопросы задаёт себе каждый родитель.
Публикация «Развитие речи нужно начинать с рождения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Конечно, ведь каждый родитель хочет с восторгом и гордостью произносить фразу: «А мой ребенок уже так хорошо говорит!». Но не всегда любящие и заботливые родители понимают, что развитие речи их ребенка во многом зависит от них самих!
Я бы ответила так: «Развитие речи нужно начинать с рождения!».
Мы должны помнить, что у каждого ребенка свой темп развития, в том числе и свой темп формирования и развития речи. Есть дети, которые начинают говорить очень рано, другим же требуется время, чтобы накопить информацию, а потом внезапно однажды выдать ее целыми предложениями.
Поэтому проявляете терпение, наблюдайте и дождитесь, когда в ребенке проснется неутомимый говорун и собеседник. А пока займитесь развитием его речи, ненавязчиво, спокойно, не вызывая негативных реакций.
Как научить ребенка правильно говорить?
Разговаривайте, разговаривайте и разговаривайте с ребенком! Делайте это всегда и везде: во время купания, кормления, одевания, на прогулке. Комментируйте свои действия, пусть это станет хорошей традицией, время от времени добавляйте новые фразы. Учите ребенка нежным и ласковым словам. Знакомьте со звуками интонацией и звукоподражанием ( пример: рассказывая сказку, изображайте героев по-разному, стараясь интонацией показать характер героя). Когда ребенок начнет говорить, не прекращайте речевых разминок. Постоянно пополняйте пассивный и активный словарный запас ребенка. Вместе с речью Вы развиваете у ребенка воображение и память, расширяете его кругозор, даете необходимые в жизни коммуникативные навыки.
Разговаривая с ребенком, всегда смотрите на него. Для эмоционального развития очень важен контакт «глаза в глаза». Ребенок, в свою очередь тоже внимательно смотрит на Ваше лицо. Он видит Вашу артикуляцию. Это помогает ему выходить в чистоговорение. Разнообразьте общение с ребенком артикуляционной гимнастикой. Сейчас очень много веселых упражнений для губ, щек, языка, нижней челюсти, нёба.
Станьте для ребенка образцом для подражания с первых дней его жизни. Разговариваете грамотно, красиво, эмоционально. Слова произносите четко, с разной интонацией. Это формирует у ребенка острый слух, способность различать любые интонационные оттенки. Откажитесь от жаргона, слов паразитов и ругательный слов. Не «сюсюкайте» и не упрощайте фразы – ребенок должен слышать правильную грамотную речь.
Очень благотворно на развитие речи влияют тактильные игры в стихах: ладушки, гуси-гуси, сорока-ворона и т. п. Все эти прибаутки, считалочки, частушки тренируют мелкую моторику рук. А она в свою очередь положительно влияет на развитие речи. Тренировать мелкую моторику можно с помощью игры с различными по фактуре, форме и величине предметами.
Сопровождайте свое общение с ребенком жестикуляцией. Вы дадите ребенку возможность общаться с Вами задолго до того, как он научится говорить. Это ускорит развитие речи ребенка и в целом благотворно скажется на развитии интеллекта. Такая обратная связь наладит между Вами и ребенком эмоциональный контакт, еще больше сблизит Вас. Учеными доказано, что дети, разговаривающие в раннем возрасте жестами, вырастают оптимистами. Если ребенок не может сказать, что ему нужно, он может это показать, а, следовательно, донести, до нас необходимую информацию без слез и истерик.
Ваш ребенок растет, он уже неплохо разговаривает, в его речи появляются фразы. Теперь Вы можете научить его задавать интересные вопросы и строить развернутые ответы. Например, на Ваш вопрос почему он любит зиму, ребенок может ответить «Я люблю зиму, потому что есть Новый год, дома пахнет ёлкой, вокруг лежит белый пушистый снег и в новогоднюю ночь Дед Мороз принесет мне подарок». Помочь построить ребенку такое предложение Вы можете наводящими вопросами: «А еще за что ты любишь Зиму?».
Если все же несмотря на ваши старания Вы все-таки заметили, что ваш ребенок к трем годам так и не начал говорить. В таком случае Вам необходимо обратиться к специалистам: врачу неврологу, учителю-логопеду и педагогу-психологу, чтобы они провели обследование Вашего ребенка. Нашли причину и своевременно оказали квалифицированную помощь.