Надежда Рожкова
Программа профессионально-личностного саморазвития «Театр как средство развития речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога
Рожковой Надежды Евгеньевны на 2018 – 2019 учебные года
Методическая тема:
«Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
Публикация «Программа профессионально-личностного саморазвития „Театр как средство развития речи у детей“» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
детей…”
(Б. М. Теплов)
Актуальность
В последнее время количество детей с дефектами речи, по наблюдениям специалистов, возросло в разы. А ведь речь — это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа: средство мышления и воображения, средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и в конечном итоге себя в целом.
Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и, что гораздо важнее, эмоциями и чувствами.
Вторая причина — это «дефицит концентрации» у современных дошкольников. Его симптоматика — это неспособность детей к самоуглублению, отсутствие интересов и увлечений, снижение творческой активности, нежелание занять себя чем-нибудь. Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства: что интересует наших дошкольников, каковы их предпочтения и склонности, на каком содержании их воспитывать, в какие виды деятельности привлекать?
Нужно предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе.
И здесь на помощь родителям приходим мы –работники дошкольных учреждений.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Для ребенка игра - это мир, вселенная.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира! Театр заложит в ребенка любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.
Именно театр позволяет сделать жизнь наших воспитанников увлекательнее и разнообразнее, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. В старшей и подготовительной к школе группах дети активно принимают участие в праздниках и развлечениях. Именно в них можно заметить насколько развита ловкость, координация движений. У детей с легкостью получается имитация голосов птиц и зверей. И тема театрализованной деятельности здесь неограниченна: можно активно включаться в подвижные игры, этюды, драматизации.
Значение театрализованной деятельности :
Театрализованная игра развивает следующие качества детей :
1. Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазия, мышление);
2. Происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает выразительными средствами общения : словесными (интонация, артикуляция, громкость произношения и др.) и невербальными (мимика, поза, жесты, пантомима);
3. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
4. Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
5. Позволяет формировать опыт социального поведения;
6. Способствует творческому развитию личности.
Цель: создание условий для развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи для педагога:
1. Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
2. Создать (обогатить) развивающую среду, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;
3. Сформировать креативное мышление и получить продукт собственного интеллектуального труда (разработать занятия, проекты работы с детьми, перспективный план труда, дидактические игры, наглядно-просветительские материалы);
4. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности, подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме;
5. Приобщить родителей к совместной театрализованной деятельности с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
6. Проанализировать родительский спрос по данной проблеме при помощи анкетирования и удовлетворить его;
7. Повысить качество образования;
8. Обобщение и внедрение собственного опыта в работу с дошкольниками, педагогами через организацию проектной деятельности, выступление на педагогическом совете, публикации в сети интернет.
Задачи для детей :
1. Формировать четкую, грамотную речь, активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь и монологическую формы речи;
2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
3. Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков;
4. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций;
5. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
7. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми, воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.
Предполагаемый результат для детей :
1. Приобретение речевых навыков: пополнение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи;
2. Умение владеть навыками выразительной речи, умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
3. Полноценное развитие всех сторон речи детей : диалогической и монологической;
4. Проявлять интерес и желание к театральному искусству;
5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
6. Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
7. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
8. Обогащение театрального уголка.
Формы работы:
- индивидуальная
- групповая
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
- Игра;
- Инсценировка и драматизация;
- Объяснение;
- Показ;
- Личный пример;
- Беседы;
- Обсуждения;
- Просмотр видеофильмов;
- Разучивание произведений устного народного творчества.
Средства :
- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);
- Литературные произведения, иллюстрации;
- Разные виды театров – настольный театр ложек, пальчиковый театр, театр масок, плоскостной, театр Би-Ба-Бо, театр кукол из перчаток, магнитный театр и др.
Реализация программы :
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 2018-2019 учебный год.
Форма отчета по проделанной работе:
1. Презентация по теме.
2. Доклад
Срок - Мероприятие программы - Форма предоставления результата
1 этап – информационно-аналитический. 2018-2019 учебный год Цель: изучить проблему, определить формы предоставления результатов работы.
Август 2018 г. - Разработка перспективного плана. - Программа профессионально-личностного саморазвития.
Сентябрь 2018 г. - Изучение соответствующей литературы. - Самоанализ, отбор необходимой литературы.
Систематически - Разработка картотеки игр. - Картотека игр по театрально – игровой деятельности для старшей группы.
Проведение различных театрализованных игр.
Сентябрь-май - Оформление различных театров из подручного материала. Пополнение оснащения в театральный уголок необходимыми материалами и пособиями. - Оформление в театральном уголке.
Октябрь 2018 г. -
Беседа: «Что такое театр».
Беседа: «Театральные профессии».
Беседа: «Правила поведения в театре».
Ноябрь 2018 г. - Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.
2 этап – основной.
Цель: внедрить в работу подготовленный материал.
Ноябрь 2018 г. - Драматизация русской народной сказки с использованием театра Би-Ба-Бо. - Показ театрализованного представления детям по сказке «Маша и медведь».
Декабрь 2019 г - Мимические упражнения - Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.
Театральное представление по сказкам на новогоднем утреннике.
Январь 2019 г. - Постановка сказки с использованием пальчикового театра. -Обыгрывание сказки «Репка».
Февраль 2019 г. - Постановка сказки с использованием деревянных ложек. -Инсценировка сказки «Теремок».
Март 2019 г. - Подобрать игры - инсценировки, стихи, песни – хороводы для весеннего представления.
Апрель 2019 г. - Показ настольного театра с использованием резиновых кукол. - Показ детям сказки «Заюшкина избушка».
Апрель-Май 2019 г. - Подготовить материал о проведенных мероприятиях. -Изготовление фотоальбома: «Мы артисты».
3 этап – заключительный Цель: подвести итоги и представить опыт проделанной работы.
Май 2019 г. - Презентация о проделанной работе. - Отчет на педагогическом совете.
Работа с родителями
Срок - Мероприятие программы - Форма предоставления результата
Сентябрь 2018 г. - Разработка анкеты по выявлению отношения родителей к театральной деятельности. - Анкетирование родителей "Театр и дети".
Систематически - Разработка практических материалов для родителей. - Буклеты, памятки, брошюры, справочные материалы.
Систематически - Разработка теоретических материалов для родителей. - Консультации, стендовая информация, публикации.
Октябрь 2018 г. - Проведение тематических консультаций для родителей. - Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».
Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров. - Выставка пальчиковый театр своими руками с детьми дома.
Ноябрь 2018 г. - Советы родителям «Пальчиковая гимнастика». - Оформление буклетов
«Пальчиковые игры».
Декабрь 2018 г. - Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.
Помощь в организации новогодних утренников.
Январь 2019 г. - Рекомендации родителям, как можно сделать кукольный театр своими руками. - Буклет «Домашний театр».
Февраль 2019 г. - Мастер - класс «Театрализованные игры». - Консультация для родителей: «Театр дома».
Март 2019 г. - Привлечение родителей к участию на весеннем утреннике. - Папка- передвижка «27 марта - всемирный день театра».
Апрель 2019 г. - Просмотр разных видов театра дома с детьми. - Консультация для родителей: «Воспитание культурных навыков, Посещение кинотеатров, театров, выставок».
Май 2019 г. - Итоговое анкетирование родителей. - Анкеты.
Используемая литература:
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.«ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
3. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
4. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2015.
Интернет ресурсы:
https://www.maaam.ru
https://www.nsportal.ru
https://www.google.com