Приложение МААМ

Программа профессионально-личностного саморазвития «Театр как средство развития речи у детей»

Надежда Рожкова
Программа профессионально-личностного саморазвития «Театр как средство развития речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога

Рожковой Надежды Евгеньевны на 2018 – 2019 учебные года

Методическая тема:

«Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

Публикация «Программа профессионально-личностного саморазвития „Театр как средство развития речи у детей“» размещена в разделах

идет развитие духовного мира

детей…”

(Б. М. Теплов)

Актуальность

В последнее время количество детей с дефектами речи, по наблюдениям специалистов, возросло в разы. А ведь речь — это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа: средство мышления и воображения, средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и в конечном итоге себя в целом.

Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и, что гораздо важнее, эмоциями и чувствами.

Вторая причина — это «дефицит концентрации» у современных дошкольников. Его симптоматика — это неспособность детей к самоуглублению, отсутствие интересов и увлечений, снижение творческой активности, нежелание занять себя чем-нибудь. Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства: что интересует наших дошкольников, каковы их предпочтения и склонности, на каком содержании их воспитывать, в какие виды деятельности привлекать?

Нужно предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе.

И здесь на помощь родителям приходим мы –работники дошкольных учреждений.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Для ребенка игра - это мир, вселенная.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира! Театр заложит в ребенка любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.

Именно театр позволяет сделать жизнь наших воспитанников увлекательнее и разнообразнее, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. В старшей и подготовительной к школе группах дети активно принимают участие в праздниках и развлечениях. Именно в них можно заметить насколько развита ловкость, координация движений. У детей с легкостью получается имитация голосов птиц и зверей. И тема театрализованной деятельности здесь неограниченна: можно активно включаться в подвижные игры, этюды, драматизации.

Значение театрализованной деятельности :

Театрализованная игра развивает следующие качества детей :

1. Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазия, мышление);

2. Происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает выразительными средствами общения : словесными (интонация, артикуляция, громкость произношения и др.) и невербальными (мимика, поза, жесты, пантомима);

3. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

4. Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

5. Позволяет формировать опыт социального поведения;

6. Способствует творческому развитию личности.

Цель: создание условий для развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи для педагога:

1. Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;

2. Создать (обогатить) развивающую среду, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;

3. Сформировать креативное мышление и получить продукт собственного интеллектуального труда (разработать занятия, проекты работы с детьми, перспективный план труда, дидактические игры, наглядно-просветительские материалы);

4. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности, подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме;

5. Приобщить родителей к совместной театрализованной деятельности с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;

6. Проанализировать родительский спрос по данной проблеме при помощи анкетирования и удовлетворить его;

7. Повысить качество образования;

8. Обобщение и внедрение собственного опыта в работу с дошкольниками, педагогами через организацию проектной деятельности, выступление на педагогическом совете, публикации в сети интернет.

Задачи для детей :

1. Формировать четкую, грамотную речь, активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь и монологическую формы речи;

2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

3. Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков;

4. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций;

5. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности;

7. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми, воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

Предполагаемый результат для детей :

1. Приобретение речевых навыков: пополнение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи;

2. Умение владеть навыками выразительной речи, умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

3. Полноценное развитие всех сторон речи детей : диалогической и монологической;

4. Проявлять интерес и желание к театральному искусству;

5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

6. Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

7. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;

8. Обогащение театрального уголка.

Формы работы:

- индивидуальная

- групповая

Для качественного усвоения материала используются следующие формы:

- Игра;

- Инсценировка и драматизация;

- Объяснение;

- Показ;

- Личный пример;

- Беседы;

- Обсуждения;

- Просмотр видеофильмов;

- Разучивание произведений устного народного творчества.

Средства :

- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);

- Литературные произведения, иллюстрации;

- Разные виды театров – настольный театр ложек, пальчиковый театр, театр масок, плоскостной, театр Би-Ба-Бо, театр кукол из перчаток, магнитный театр и др.

Реализация программы :

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 2018-2019 учебный год.

Форма отчета по проделанной работе:

1. Презентация по теме.

2. Доклад

Срок - Мероприятие программы - Форма предоставления результата

1 этап – информационно-аналитический. 2018-2019 учебный год Цель: изучить проблему, определить формы предоставления результатов работы.

Август 2018 г. - Разработка перспективного плана. - Программа профессионально-личностного саморазвития.

Сентябрь 2018 г. - Изучение соответствующей литературы. - Самоанализ, отбор необходимой литературы.

Систематически - Разработка картотеки игр. - Картотека игр по театрально – игровой деятельности для старшей группы.

Проведение различных театрализованных игр.

Сентябрь-май - Оформление различных театров из подручного материала. Пополнение оснащения в театральный уголок необходимыми материалами и пособиями. - Оформление в театральном уголке.

Октябрь 2018 г. -

Беседа: «Что такое театр».

Беседа: «Театральные профессии».

Беседа: «Правила поведения в театре».

Ноябрь 2018 г. - Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

2 этап – основной.

Цель: внедрить в работу подготовленный материал.

Ноябрь 2018 г. - Драматизация русской народной сказки с использованием театра Би-Ба-Бо. - Показ театрализованного представления детям по сказке «Маша и медведь».

Декабрь 2019 г - Мимические упражнения - Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

Театральное представление по сказкам на новогоднем утреннике.

Январь 2019 г. - Постановка сказки с использованием пальчикового театра. -Обыгрывание сказки «Репка».

Февраль 2019 г. - Постановка сказки с использованием деревянных ложек. -Инсценировка сказки «Теремок».

Март 2019 г. - Подобрать игры - инсценировки, стихи, песни – хороводы для весеннего представления.

Апрель 2019 г. - Показ настольного театра с использованием резиновых кукол. - Показ детям сказки «Заюшкина избушка».

Апрель-Май 2019 г. - Подготовить материал о проведенных мероприятиях. -Изготовление фотоальбома: «Мы артисты».

3 этап – заключительный Цель: подвести итоги и представить опыт проделанной работы.

Май 2019 г. - Презентация о проделанной работе. - Отчет на педагогическом совете.

Работа с родителями

Срок - Мероприятие программы - Форма предоставления результата

Сентябрь 2018 г. - Разработка анкеты по выявлению отношения родителей к театральной деятельности. - Анкетирование родителей "Театр и дети".

Систематически - Разработка практических материалов для родителей. - Буклеты, памятки, брошюры, справочные материалы.

Систематически - Разработка теоретических материалов для родителей. - Консультации, стендовая информация, публикации.

Октябрь 2018 г. - Проведение тематических консультаций для родителей. - Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров. - Выставка пальчиковый театр своими руками с детьми дома.

Ноябрь 2018 г. - Советы родителям «Пальчиковая гимнастика». - Оформление буклетов

«Пальчиковые игры».

Декабрь 2018 г. - Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.

Помощь в организации новогодних утренников.

Январь 2019 г. - Рекомендации родителям, как можно сделать кукольный театр своими руками. - Буклет «Домашний театр».

Февраль 2019 г. - Мастер - класс «Театрализованные игры». - Консультация для родителей: «Театр дома».

Март 2019 г. - Привлечение родителей к участию на весеннем утреннике. - Папка- передвижка «27 марта - всемирный день театра».

Апрель 2019 г. - Просмотр разных видов театра дома с детьми. - Консультация для родителей: «Воспитание культурных навыков, Посещение кинотеатров, театров, выставок».

Май 2019 г. - Итоговое анкетирование родителей. - Анкеты.

Используемая литература:

1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.«ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

3. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

4. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2015.

Интернет ресурсы:

https://www.maaam.ru

https://www.nsportal.ru

https://www.google.com

Публикации по теме:

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Кукольный театр, как средство коррекции и развития речи детей с ОВЗ По последним данным исследований почти у многих современных первоклассников встречаются различные нарушения речи. А в наших коррекционных.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Наталья Терехова Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта работы. Всем известно, как важно с детства в души и сердца детей заложить зёрнышко любви, добра, научить созидать и понимать,.

Пальчиковый театр и пальчиковые игры как средство развития речи у детей 5–7 летПальчиковый театр и пальчиковые игры как средство развития речи у детей 5–7 лет «Пальчиковый театр и пальчиковые игры как средство развития речи у детей 5-7 лет». Разработала воспитатель: Маришкина М. Ф. Содержание:.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Программа самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». 2017–2018 Выполнила: воспитатель.

План саморазвития воспитателя «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: 1) Интегрировать пальчиковые игры,.

Театр в детском саду, как средство развития речи дошкольниковТеатр в детском саду, как средство развития речи дошкольников Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа профессионально-личностного саморазвития «Театр как средство развития речи у детей»
Опубликовано: 7 октября 2018 в 13:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа профессионально-личностного саморазвития «Театр как средство развития речи у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Рожкова (УИ 1589118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД