Лаура Смагулова
Консультация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области речевого развития показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними.
Сказкотерапия это:
1. расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;
2. терапия средой, особой сказочной обстановкой;
3. выявление и развитие творчесских способностей;
4. снижение уровеня тревожности и агрессивности;
5. развитие способности к эмоциональной регуляции и естесственной коммуникации;
6. развитие умения преодолевать трудности и страхи;
7. формирование навыков адекватного выражения эмоций;
8. укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";
Сказкотерапия как элемент семейного чтенияя значима, именно она несет весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме, влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.