Получи документы

Развитие речи и мышления детей средствами мнемотехники

Ануфриева Наталия Игоревна
Развитие речи и мышления детей средствами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время к знаниям и умениям детей, идущих в первый класс, предъявляются высокие требования, что явилось следствием изменения структуры школы, введением новых программ, увеличением объема информации. Это накладывает ответственность на дошкольное учреждение, школу, семью. Более 60% детей имеют нарушения речи, и задача дошкольного учреждения исправить нарушения и подготовить детей к успешному обучению в школе.

В современной науке речь рассматривается как особый вид деятельности (Л. С. Выготский). Один из аспектов подхода состоит в том, что речь всегда входит в интеллектуальную или практическую деятельность.

Публикация «Развитие речи и мышления детей средствами мнемотехники» размещена в разделах

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Ребенок должен научиться рассказывать, уметь построить монолог, приобрести навыки культуры речи.

Восприятие и воспроизведение текста, умение дать развернутый ответ, изложить самостоятельно свои суждения – все эти действия требуют достаточно высокого уровня развития связного монологического высказывания у будущего школьника. Недостаточность развития связной речи может отрицательно сказаться на успеваемости школьника в целом и вызвать негативное отношение к учебной деятельности.

Применение традиционных методик и приемов не всегда дает желаемый результат, так как они сложны для большинства детей и могут отнимать много времени, которое в образовательном процессе ограничено. Поэтому следует дополнять традиционные методики дополнительными средствами, облегчающими процесс формирования и развития связной речи.

Одним из таких средств является мнемотехника. Мнемотехника, или мнемоника – (в переводе с греческого «искусство запоминания») это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, в конечном итоге - развитие речи. Суть мнемотехники – на каждое слово или словосочетание придумываем изображение (картинку, что позволяет зарисовать весь текст схематично. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, чтобы изображение было понятно детям – «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала он стал доступным, отпечатался в памяти, облегчил запоминания» (В. Ф. Шаталов)

Картинно – графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Венгер Л. А. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию.

Л. Соломенникова в своей работе «Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи» подчеркивает важность использования наглядных моделей для обучения детей пересказу. Она советует предложить детям иллюстрированное панно, содержащее наглядный план пересказа во время беседы по тексту. В дальнейшем автор предлагает заменять панно схемами-моделями сюжетов, помогающие детям составлению плана пересказа, и использовать простые рисунки-схемы, которые дети составляют сами, на более поздних этапах.

В. К. Воробьева в коррекционной работе предлагает использовать картинно-графический план, с помощью которого педагог может показать детям логику построения рассказа и который послужит наглядной опорой для пересказа.

Прием наглядного моделирования, может служить одним из способов планирования связного высказывания, отмечает О. В Жукова. В ходе использования приема дети знакомятся с графическим способом представления информации – моделью, где в качестве элементов модели выступают символы разнообразного характера (геометрические фигуры, силуэты, пиктограммы и др.)

Публикации по теме:

Развитие креативного мышления средствами различных видов творчества Развитие креативного мышления – залог успеха в жизни Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать.

Консультация «Развитие речи детей с использованием приёмов мнемотехники» На сегодняшний день высокий уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество.

Мастер-класс на родительско-педагогической конференции «Развитие речи детей с использованием мнемотехники» Мастер-класс «Развитие речи детей с использованием мнемотехники» Подготовила : воспитатель МАДОУ «Детский сад № 37» Зырянова Т. В. Цель:.

«Развитие элементов инженерного мышления у старших дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности». Опыт работы Материалы для участия в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2019 годаОпыт работы на тему:.

Проект «Формирование речи дошкольников средствами мнемотехники» Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с.

Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 «Малыш» Программа профессионального саморазвития.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр (методические рекомендации).

Развитие мышления средствами конструктивной деятельности у старших дошкольников Развитие инженерного мышления через конструктивную деятельность с использованием ИКТ. Демидович Валентина Викторовна воспитатель ГДО МОКУ.

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ Творческое мышление - это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Одной из самых.

Развитие речи детей с использованием мнемотехники Учитывая социальную и педагогическую значимость родного языка для становления и развития каждой личности, на современном этапе развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи и мышления детей средствами мнемотехники
Опубликовано: 7 мая 2019 в 21:09
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи и мышления детей средствами мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Ануфриева Наталия Игоревна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД