Ануфриева Наталия Игоревна
Развитие речи и мышления детей средствами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время к знаниям и умениям детей, идущих в первый класс, предъявляются высокие требования, что явилось следствием изменения структуры школы, введением новых программ, увеличением объема информации. Это накладывает ответственность на дошкольное учреждение, школу, семью. Более 60% детей имеют нарушения речи, и задача дошкольного учреждения исправить нарушения и подготовить детей к успешному обучению в школе.
В современной науке речь рассматривается как особый вид деятельности (Л. С. Выготский). Один из аспектов подхода состоит в том, что речь всегда входит в интеллектуальную или практическую деятельность.
Публикация «Развитие речи и мышления детей средствами мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Ребенок должен научиться рассказывать, уметь построить монолог, приобрести навыки культуры речи.
Восприятие и воспроизведение текста, умение дать развернутый ответ, изложить самостоятельно свои суждения – все эти действия требуют достаточно высокого уровня развития связного монологического высказывания у будущего школьника. Недостаточность развития связной речи может отрицательно сказаться на успеваемости школьника в целом и вызвать негативное отношение к учебной деятельности.
Применение традиционных методик и приемов не всегда дает желаемый результат, так как они сложны для большинства детей и могут отнимать много времени, которое в образовательном процессе ограничено. Поэтому следует дополнять традиционные методики дополнительными средствами, облегчающими процесс формирования и развития связной речи.
Одним из таких средств является мнемотехника. Мнемотехника, или мнемоника – (в переводе с греческого «искусство запоминания») это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, в конечном итоге - развитие речи. Суть мнемотехники – на каждое слово или словосочетание придумываем изображение (картинку, что позволяет зарисовать весь текст схематично. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, чтобы изображение было понятно детям – «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала он стал доступным, отпечатался в памяти, облегчил запоминания» (В. Ф. Шаталов)
Картинно – графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Венгер Л. А. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию.
Л. Соломенникова в своей работе «Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи» подчеркивает важность использования наглядных моделей для обучения детей пересказу. Она советует предложить детям иллюстрированное панно, содержащее наглядный план пересказа во время беседы по тексту. В дальнейшем автор предлагает заменять панно схемами-моделями сюжетов, помогающие детям составлению плана пересказа, и использовать простые рисунки-схемы, которые дети составляют сами, на более поздних этапах.
В. К. Воробьева в коррекционной работе предлагает использовать картинно-графический план, с помощью которого педагог может показать детям логику построения рассказа и который послужит наглядной опорой для пересказа.
Прием наглядного моделирования, может служить одним из способов планирования связного высказывания, отмечает О. В Жукова. В ходе использования приема дети знакомятся с графическим способом представления информации – моделью, где в качестве элементов модели выступают символы разнообразного характера (геометрические фигуры, силуэты, пиктограммы и др.)