Валентина Демидович
Развитие мышления средствами конструктивной деятельности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие инженерного мышления через конструктивную деятельность
с использованием ИКТ.
Демидович Валентина Викторовна
воспитатель ГДО МОКУ «Лопчинская СОШ»
Мы живём в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения и других направлений деятельности человека. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующие навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, то есть назрела необходимость в инженерных кадрах.
Публикация «Развитие мышления средствами конструктивной деятельности у старших дошкольников» размещена в разделах
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через игровую конструктивную деятельность.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Это самая любимая и естественная деятельность детей, которая сопровождает их в течение всего времени пребывания в детском саду. Именно игра в первую очередь способствует развитию ребёнка, формированию таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творчество.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Конструирование из строительного материала и других конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребёнок – дошкольник на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. То есть в процессе предметно-практической деятельности создаются благоприятные условия для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребёнка.
Поэтому мне думается, что первый кирпичик в огромном здании инженерного мышления закладывается ещё в детском саду.
Именно в детском саду, в самом раннем возрасте малыш знакомится с деталями самого простейшего и гениального конструктора : матрёшкой и пирамидкой. Осваивая все способы и варианты игровых действий с этими игрушками, ребёнок переходит к более сложным конструкциям.
Конструктивная деятельность разнообразна и многогранна, её главное достоинство в интегративности познания окружающего мира. У детей, увлекающихся конструированием совершенствуется сенсорно-тактильная и двигательная сфера, быстрее развиваются пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, речь, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.
Эти «маленькие Кулибины» часто даже не задумываясь творят чудеса, изобретая свои шедевры там, где взрослый мозг будет долго сомневаться, сверяться со схемой, проверяя на рациональность своё изобретение. Конечно, материально-техническое оснащение детских садов оставляет желать лучшего, но всё же мы, педагоги, не привыкли сидеть и ждать, и находим пути выхода из любого положения. Так одним из путей является тесное сотрудничество с родителями, ведь они самые верные помощники в том, что касается развития их детей. Если нет возможности приобрести какую-либо игру, родители, у которых она имеется, предлагают её детям нашей группы на какое-то время в течение всего года. Так ребёнок – хозяин, приобретает друзей по понравившейся ему игре, учится быть щедрым, а у его сверстников появляется возможность не только познакомиться с технической новинкой, но и проявить свои способности в познании нового.
Таким образом, в нашей группе появился электронный (инновационный образовательный) конструктор «Юный конструктор».Эта игра отличается простым и в тоже время оригинальным способом соединения деталей, множеством понятных схем, и быстрым результатам или отсутствием такового.
Многие схемы носят не только познавательный характер, но и пригодны для практического использования. Эта игра, которая тесно соединяет знания о физическом мире, удовольствие от полученного результата и практическую полезность от знакомства с удивительным миром техники. Моих воспитанников просто заворожили возможности этой игры.
Конструирование во ФГОС дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Наша задача состоит в том, чтобы обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения, преобразования. В составе предметно-развивающей среды нашей группы, в различных центрах находятся: большой и малый классический деревянный конструктор, пластмассовый конструктор из крупных деталей, пластмассовый конструктор «Изобретатель», конструктор «Теремок», конструктор-липучка «Мао», и конечно же «ЛЕГО»-конструктор из крупных и мелких деталей.
Вот уже несколько десятилетий ЛЕГО-конструктор является одной из любимых детских игрушек. Его популярность среди детей обеспечивается многими показателями, а именно: визуальная привлекательность (яркий дизайн и многообразие деталей, чистый цвет, техногенность (простота и удобство крепления деталей, возможность дополнения, изменения, придумывания нового; его поли функциональность (игра выполняет как когнитивную, информационную так и коммуникативную функции); учёт возрастных особенностей, что позволяет использовать конструктор детям раннего возраста (наличие крупных деталей).
Актуальность применения ЛЕГО-технологий обуславливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных направлениях деятельности ребёнка. Конструирование по замыслу помогает формировать обобщённые представления о домах, закреплять знания о городском транспорте и правилах дорожного движения, отсчитать количество деталей для постройки моста по схеме. Так после знакомства с видами городского транспорта, дети тут же отреагировали изобретением современного вида мотоциклов. После знакомства с историей возникновения олимпийских игр, в игре появились спортсмены со спортивными снарядами.
В старшем дошкольном возрасте детей интересует всё : от внешнего вида самолёта до строительства моста. Сюжетное конструирование способствует развитию диалогической и монологической речи, например, при драматизации сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце». Готовые, созданные детьми ранее постройки можно использовать в играх-театрализациях для настольного театра, которые очень нравятся детям любого возраста. Такие игры благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.
Постройка ракеты будущего, будет способствовать закреплению знания о первом космонавте Юрии Гагарине. И пусть эта ракета пока похожа на ту, что нарисована на картинках, но при рассказывании о ней, дети – создатели наделяют этот летательный аппарат просто фантастическими космическими свойствами.
Конструирование по готовой модели способствует усвоению опыта прошлых поколений: по рисункам-схемам, фотографиям. Известно всем, что одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Ведь именно так рождаются гениальные инженеры-конструкторы, знания которых базируются на изучении работы предшественников.
Конструирование как процесс учит детей не только создавать, но и разрушать. Созидание и разрушение окружает нас и в повседневной жизни. Наша задача научить малышей разрушать не агрессивно, а спокойно и последовательно, для обеспечения созидания чего-то нового, более совершенного.
Конструирование, как и любая игра, способствует формированию и коррекции поведения участников процесса, развивает интерес к обучению.
Современное образование и воспитание подрастающего поколения невозможно без использования информационно-коммуникативных технологий. И хотя материально-техническое обеспечение наших дошкольных учреждений не позволяет идти в ногу с появляющимися новинками, а нехватка соответствующего материала для оформления развивающей среды, не позволяет в достаточной мере организовать самостоятельную исследовательскую деятельность воспитанников, но имеющееся оборудование помогает нам в решении многих задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Так наличие компьютера в группе позволяет объединить вокруг себя группу детей для проектной или развивающей деятельности.
В работе с ЛЕГО-конструктором, я использую методику Фешиной Елены Васильевны (Лего-конструирование в детском саду) созданную ей для дошкольников.
Интерактивная доска в нашем учреждении не в полной мере осуществляет свои функции, так как после действий детей нуждается в работе программиста, но используется как проектор для презентации того или иного познавательного материала; для показа слайдов в процессе игры, беседы, чтении художественной литературы; для увеличения изображения схемы, предмета или объекта из книги; даёт возможность показать вид объекта, предмета сверху и сбоку, что значительно расширяет возможности восприятия объекта со всех сторон.
Так показ слайдов используется при конструировании по условиям или образцу, при знакомстве с деталями конструктора или последовательность сборки. Показ видеоролика при знакомстве с новой игрой.
Чтение схем и создание собственного рисунка предмета позволит ребёнку в будущем хорошо ориентироваться в переплетении улиц посёлка и города, в обозначении нахождения собственного дома, детского сада, школы на карте района, квартала, «читать» географические и физические карты России.
Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заранее написанных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества навязыванием готовых штампов.
Да, все предметы на свете имеют свою форму, хотя, возможно существует и замечательное «бесформие» - что-то нелепое и непонятное,- непонятное для нас, взрослых… пока непонятное! Но может быть за ним – будущее!