Татьяна Завалишина
Консультация «Развитие речи детей с использованием приёмов мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день высокий уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Исследования в этой области, выявили проблемные зоны в развитии речи у детей :
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• бедность речи;
• недостаточный словарный запас;
• употребление нелитературных слов и выражений;
• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• плохая дикция.
Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются :
• формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;
• развитие словаря детей;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование её грамматического строя;
• развитие связной речи.
Эти задачи способствуют главной цели - развитию навыков общения.
Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке
информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и
телевизором и данная тенденция с каждым годом растёт, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой. В связи с этим возникает острая необходимость в развитии речи дошкольников для того, чтобы они могли связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Процесс обучения должен быть интересным, занимательным и развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Использовать в работе по обучению детей связной речи помогают приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решают следующие задачи:
• Развивать связную и диалогическую речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с
помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по
мнемотаблице.
• Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
• Развивать у детей умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) .
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение
зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя
графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все
психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не
располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно.
Очень важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь
совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить
предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи
необходимых выражений.
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой.
Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей.
Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Связная речь
является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире.