Гаджиева Елена Валентиновна
Развитие речи детей с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая социальную и педагогическую значимость родного языка для становления и развития каждой личности, на современном этапе развития дошкольного образования особое значение приобретает вопрос использования новых подходов к развитию речи дошкольников. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении приходится искать такие образовательные технологии, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одной из таких технологий, является мнемотехника, которая последние 10 лет прокладывает себе путь в дошкольную педагогику.
Публикация «Развитие речи детей с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для учителей логопедов не секрет, что у большинства детей с речевыми нарушениями различной сложности наряду с нарушениями компонентов языковой системы отмечается низкая концентрация внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность внимания.
Они забавают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательно деятельности. Также присутствует низкая мотивация и отсутствие соответствующих навыков для облегчения усвоения новой информации.
Общеизвестно, что у детей 5 - 7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее левой, которая отвечает за аналитической и логическое мышление. Именно в это время можно начать использовать некоторые методы и приёмы МНЕМОТЕХНИКИ. Необычные формы работы с использованием ярких образов и схем помогут быстро и надолго запомнить нужную информацию. Конечно, каждый педагог не раз спрашивает себя :как же пробудить у детей интерес к занятиям, заинтересовать и увлеч их? Ведь иногда занятия учителя могут быть сухими и формальным, у детей быстро пропадает желание слушать и слышать педагога. Поэтому считаю, что внедрение технологий МНЕМОТЕХНИКИ, которые относятся к здоровьесберегающей, коррекционной работе являются актуальными.
Мнемотехника - это технология, направленная на улучшение усвоения новой информации путем сознательного образования ассоциативных связей с помощью специальных методов и приёмов.
Термин "мнемотехника" происходит от греческого "mnemonikon" - искусство запоминания. Считается, что этот термин придумал П ифагор Самосский (6ст. к н. е)
Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и, конечно, развитие речи.
Искусство запоминания названо словом " mnemonikon" по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери 9 муз. Первые работы, которые сохранились МНЕМОТЕХНИКИ, датируются примерно 86 - 82 гг. кн. е и принадлежит Перу Цицерона и Квинтилиана.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается от простых мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.
Использование в работе методов и приёмов мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно способствует решению таких основных задач, как:
*развитие связной речи
*развитие социативного мышления
*укрепления зрительно и слуховой памяти
*укрепления зрительного и слухового внимания
*развития воображения
*ускорение процессов автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Необходимо отметить, что приёмы мнемотехники начинать использовать можно уже с младшей группы. Но, следует помнить, что детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, поскольку в их памяти быстрее остаются отдельные образы :лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная, в то время как детям старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекатьвнимание на яркость изображения.
Наиболее подробно хотелось бы остановится на последнем примере "разучивания стихов" с помощью методов и приёмов мнемотехники, ибо как показывает практика, традиционное изучение стихов, основывается на механической запоминания, обычно вызывает негативные реакции. А поскольку мнемотехника многофункциональный, то, создавая на её основе различные дидактические игры, непосредственно непроизвольно у ребёнка просыпается непринуждённый интерес к стихотворному содержанию.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольное возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствования монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности :перевод литературных произведений, составление описательных рассказов опредметах, явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, заучивание стихов, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достичь высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
На сегодняшний день - о разная, богатая синонимами, дополнениями описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
-Односложная, состоящая только из простых предложений речь. Неспособность грамматические правильно построить распространённое предложение.
-Бедность языка. Недостаточный словарный запас.
-Употребление нелитературных слов выражений.
-Бедная диалогическая речь:неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить короткий или развёрнутый ответ.
-Трудности в построении монолога :например, сюжетный или описательных рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обосновывания своих утверждений и выводов :
-Отсутствие навыков культурной речи :неумение и позвать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающий.
Список использованных источников
1. Акимова Г. Память - на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). - Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. Второй вид. испр. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 96 с.
3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказываю детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказываю детей дошкольного возраста: - СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
5. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомимся дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. - М: ТЦ «Сфера», 1998. - 224 с.
6. Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества». Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. - М. Линка-пресс. 2006.