Папки-передвижки

Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста

Наталья Баранова
Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Я заметила, что, предпосылки к самостоятельной деятельности начинают формироваться у ребенка уже в младшем дошкольном возрасте, во время работы с карандашами, красками, шаблонами, трафаретами, бумагой.

Публикация «Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Одним из видов деятельности, основанный на наложении различных форм и закреплении их на другом материале, вырезании является аппликация.

Занятия по аппликации интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. В процессе занятий у детей развивается память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяется игровой опыт, обогащается словарь и происходит это при многократном и систематическом повторении, обеспечивая формирование прочных умений и навыков.

В процессе своей работы я отметила несколько этапов развития самостоятельности, которая формируется по мере взросления ребенка, и на каждом из них имеет свои особенности.

На занятиях аппликацией у дошкольников : важной составляющей работы первого этапа является создание соответствующей предметно-развивающей среды, для этого в группе я создала уголок ручного труда, где подобраны материалы и инструменты для экспериментирования с бумагой, дидактическое пособие «Виды бумаги». (фото игр, альбома виды бумаги). На этом этапе привлекаю ребёнка к выполнению отдельных заданий, однако способ их выполнения для него безразличен и при трудностях он легко отступает («Я никак»). В этом случае я, не торопясь с подсказкой, стараюсь косвенно подвести ребенка к правильному решению. (Например, если ребенок неровно срезал у полоски углы – получились неодинаковые, косые срезы крыши. Это его огорчило – я предлагаю подумать, как можно сразу получить два одинаковых угла и только, если ребенок совсем затрудняется, подсказываю прием работы: нужно сложить полоску пополам, не делая линию сгиба, срезать угол). Ребенок приобретает ряд умений и навыков самообслуживания, которые характеризуются как неустойчивое стремление («Я сам умею»). Поставленные задания он выполняет с удовольствием и уже большей настойчивостью, самостоятельно или при незначительной помощи взрослого,но легко отвлекается. Ребёнок начинает отрицать помощь со стороны взрослых в тех процессах, которыми уже овладел, поэтому я перехожу ко второму этапу, где формируется устойчивое стремление («Я сам могу»). Здесь ребёнок проявляет упорство и настойчивость при возникновении затруднений в своей деятельности, у него появляется уверенность в своих силах, выполняет различные работы по собственному замыслу. На основе уже имеющихся знаний, умений и навыков ребёнок учится самостоятельно реализовывать ту или иную тему. Появляется интерес к качеству продуктивной деятельности, результату труда. Ребенок упорно отказывается от помощи, но в то же время ищет словесной поддержки со стороны взрослых («Я так?», «Я правильно?»). Чтобы работа была результативной, на данном этапе, я заинтересовываю самих родителей. Побуждаю их совместно с детьми к созданию разнообразных поделок, которые могут использоваться в детском саду и дома.

Когда ребё нок уже уверенно говорит: «Я сам могу!», перехожу к третьему этапу, здесь ребенок уже владеет рядом прочных умений и навыков, в частности аккуратностью и чистоплотностью. Трудности преодолевает самостоятельно; настойчиво ищет решение возникшей проблемы. На занятиях и в повседневной жизни он уже вполне самостоятельно может выполнять коллективные работы разнообразного содержания ( например: изготовление для сюжетно-ролевых и театрализованных игр бумажных атрибутов, игрушек-персонажей, сказочных героев и т. д.) У ребёнка наблюдается развитие уверенности в себе, сочетающееся с возрастающей требовательностью, объективной самооценки. Появляется забота о товарищах и взаимопомощь.

Чтобы детям всегда было интересно и занимательно проходить все этапы, я широко использую игру в обучении. Создаю игровые ситуации, направленные на решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев, обыгрываю с детьми готовые поделки.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят существенные изменения волевой функции ребенка: формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам.

Мой опыт работы показывает, что аппликация оказывает большое значение для развития самостоятельности детей, как одного из ведущих качеств личности при подготовке к школе, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Дети становятся более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в понимании значения слова «самостоятельность», свободно оперируют этим понятием, применяют к себе и сверстникам. Повышается уровень самоконтроля, более объективной становится оценка детьми своих возможностей.

Поэтому такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Самостоятельность - работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.

Инициатива – первичный признак самостоятельности, показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности «Мы растём»Проект по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности «Мы растём» Возраст участников: от 2-х до 3-х лет Тип проекта: Краткосрочный, групповой, игровой и межпредметный Состав проектной группы : воспитатель,.

Использование головоломок для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Крутецкий.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Для Вас, родители! Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот.

План работы по самообразованию «Развитие самостоятельности в группе раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний.

Проект «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе одевания» 1. Актуальность проблемы Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних.

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи,.

Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста» Все мы родом из детства.». Эти прекрасные слова Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни. Эти слова могли бы.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий,.

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание. Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». Цель: • Дать родителям знания о значении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 16:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД