рослякова светлана
Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,
приобщает его к духовному богатству.
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Одна из главных задач любого дошкольного образовательного учреждения – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В детском саду ребенок общается со сверстниками, поэтому у него происходит развитие коммуникативных умений, формируется правильный разговор и мышление. Речь помогает понять друг друга и играет огромную роль в познании окружающего мира. С 3-х до 7 лет у ребенка развивается связная речь, совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый.
В современном мире большинство родителей всегда очень заняты и уделяют своим детям недостаточно внимания, поэтому все чаще живое общение ребенку заменяет компьютер, телевидение, телефон. Увеличивается количество детей с несформированной связной речью и к тому моменту, когда ребенок идет в школу возникает много проблем:
- Речь односложная, т. е ребенок использует простые предложения;
- Бедность речи, недостаточный словарный запас;
- Речь "замусорена" сленговыми словами;
- Бедная диалогическая речь;
- Неспособность построить монолог;
- Отсутствие навыков культуры речи.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность, так как в данной деятельности полно и ярко проявляется принцип обучения - учить играя. Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс, она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно – художественное оформление, пластику, движение. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Участвуя в этом виде деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и полно изъясняться. В результате целенаправленного использования театрализованных игр как, в организованной так и в неорганизованной образовательной деятельности, дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
В своей работе я поставила цель: развить речь детей посредством театрализованной деятельности с учетом нозологии, психофизических особенностей. Достижение планируемого результата предполагает решение следующих задач:
1. Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
2. Обогащать словарь детей, активизировать его;
3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
4. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.
Для решения поставленных задач в группе создана трансформируемая, полифункциональная развивающая предметно—пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группе функционируют развивающие центры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка.
Для реализации поставленных задач использую три основные направления работы:
1. Работа с детьми. На данном этапе сначала был проведен мониторинг речевого развития детей, который показал что у большинства воспитанников группы недостаточный уровень речевого развития. Дети не могут выразить основную мысль произведения, а также последовательно, логично, связно пересказать его, ждут подсказки воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы. По результатам мониторинга и выявленным трудностям стала осуществлять работу посредством следующих форм :
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
• речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
• придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
• составление рассказов по картинкам ;
• задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игры-превращения, образные упражнения;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
• знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями и т. д. ;
• показ театрализованных представлений, спектаклей.
Также в своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов. В свободной деятельности детей наблюдаю, как после прочитанных сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, наиболее понравившиеся детям, как они берут на себя ту или иную роль, при этом в общении со сверстниками уходит робость,стеснительность.
2. Работа с родителями. Родители являются главными помощниками в образовательном процессе. Привлекая родителей к решению проблемы, использую различные формы взаимодействия:
— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).
— Анкетирование: "Как вы относитесь к театрализованной деятельности?", " Театр и дети".
— Оформление стенда: "Как организовать театр дома?", "Разнообразие театров", " Как развить творческие способности ребенка" и ряд других.
— Помощь в изготовлении костюмов и подбор атрибутов к праздникам, а так же помощь в обогащении предметно-пространственной среды.
— Консультации: "Как интересно провести досуг в кругу семьи ", " Развитие у детей навыков сценического искусства", "Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника" и др.
— Разработка буклетов "Организация и проведение театрализованных игр дома" ," Театр в жизни дошкольника" и т. д.
3. Взаимодействие с педагогами ДОУ:
- Консультации, мастер-классы, семинары, круглые столы по таким темам, как: " Ребенок и кукольный театр", "Изготовим театр своими руками", "Играем в театр вместе" и д. р.
- Показ театрализованных представлений на весь детский коллектив, в т. ч. родительскую общественность, например: "Сказка о глупом мышонке", "Дюймовочка", сказка "Про козленка, который умел считать до 10", " Гуси-лебеди", "Золушка" и др.
Каждый спектакль должен быть хорошо подготовлен, поэтому работа над ним
происходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя: подбор репертуара, знакомство с текстом, подбор музыкального сопровождения, изготовление костюмов, декораций, атрибутов. Для инсценировки совместно с детьми подбираем, обсуждаем сценарий. Вместе с музыкальным руководителем включаем в текст танцевальный репертуар, что придает особую живость спектаклю. Обязательно нужен хороший финал и положительный пример, победа добра над злом.
Главный этап – это работа над ролью. Распределяя роли, учитываю речевые возможности каждого ребенка, помогаю ему отвлечься от речевого дефекта, если он есть. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы каждый чувствовал себя успешным. Начиная работать над ролью, дети должны четко представлять свои обязанности и подключаться к действию по ходу спектакля. Считаю, что очень важно объяснить актерам ситуацию, в которой они должны действовать, цель действия. Для того, чтобы ребенок-актер передал полностью сущность своего персонажа нужна специальная актерская тренировка. При подготовке к исполнению роли большое значение имеет индивидуальная работа с детьми. После индивидуальной работы с каждым героем, провожу объединенные репетиции со всеми участниками спектакля. Поскольку в нашем детском саду воспитываются разные категории детей, мною учитываются различные формы работы с детьми, например: ребенка-инвалида ставим в паре вместе с ребенком с общим развитием, чтобы ребенок-инвалид чувствовал себя таким же, как все…. Успешным.
Заключительным этапом работы, является готовый продукт, т. е спектакль, инсценировка, который в дальнейшем будет продемонстрирован коллективу всего детского сада.
В дополнение хочу сказать, что совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки.