Виктория Бондарева
Развитие речи дошкольников на основе приобщения к миру художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком – одна из важнейших задач для детей в дошкольном возрасте. В этот период происходит интенсивное развитие ребёнка, поэтому своевременное овладение правильной речью, активное пользование ею являются одними из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной личности дошкольника.
По мнению педагога М. Р. Львова, ребёнку «чтобы научиться говорить, надо говорить», то есть обладать определённой
Публикация «Развитие речи дошкольников на основе приобщения к миру художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
речевой активностью. Реализация речевой
активности возможна через диалог, монолог, дидактическую игру, заучивание и
чтение наизусть стихотворений, скороговорок, театральные игры и представления,
через знакомство с классической детской
литературой, ведь именно классическая
литература является лучшим образцом для
подражания. Все это развивает словесно-логическое мышление, предоставляет
большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей,
эмоций, осознанного отражения в речи
разнообразных связей и отношений между
предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об
окружающем мире, развивает чувства и
эмоции, выявляет творческий потенциал
дошкольника. Развитая речь – гарантия
успешной социализации ребёнка, его коммуникабельности, инициативности, уверенности в себе, успешного перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Обучение ребёнка умению быть слушателем и читателем, творческим рассказчиком, сочинителем сказок, артистом –
процесс долгий и трудный. Но если введение маленького человека в мир книжной
культуры состоится успешно, заинтересует
ребёнка, то из него вырастет по-настоящему образованный интеллигентный человек, духовно богатый, уверенный
в себе, умеющий отстоять свою точку зрения, полезный для общества и государства.
Современный ребёнок часто испытывает дефицит речевого общения с родителями, и этот вакуум заполняется телевизором или компьютером, которые не дают
полноценного развития малыша. Следовательно, на воспитателя ДОУ ложится еще
большая ответственность за речевое развитие детей его группы.
Именно посредством книг возможно обогащение словаря ребёнка, знакомство с лучшими образцами фольклорных произведений, литературной прозы и эмоционально выразительной поэзии. Постепенно дети
начинают улавливать музыкальность,
напевность, ритмичность русской речи,
учатся через художественное слово видеть
красоту окружающего мира, пользоваться
образными выражениями, сравнениями,
выражать эмоции и чувство любви к родному краю, родным и близким людям, сочувствовать и помогать обиженным людям
и животным. Регулярное чтение с дошкольниками развивает словарный запас,
интеллект, расширяет кругозор детей, способствует психофизическому развитию :
фонематическому слуху, вниманию, воображению.
Формирование потребности в восприятии текста, а в последующем – чтении
книг, начинается со знакомства детей с
книжным уголком. Фонд уголка составляют программные и любимые произведения
детей. Для рассматривания, изучения и исследования страниц книг ежедневно детям
выделяется время. Посредством бесед,
проблемных ситуаций, составления поучительных историй формируется познавательная активность детей, бережное отношение к книге, они учатся «лечить» книги,
заботиться о них, ориентироваться в
книжном материале.
Главное условие использования книг в
дошкольном возрасте : наглядного материала должно быть больше, чем текста. В
младшем дошкольном возрасте детей
увлекают книжки-малышки, ширмочки,
книги со звуковыми и зрительными играми, сказками [2].
В средней группе дети уже способны
выходить с воспитателем на диалог по содержанию литературного произведения,
обращать внимание на некоторые особенности языка – образные слова и выражения, эпитеты и сравнения. В это время дети умеют думать, размышлять, делать правильные выводы, замечать малейшие нотки авторского настроения. И здесь важна
роль педагога: он должен тщательно продумывать ход беседы, правильно ставить
проблемные вопросы, активизируя накопленный словарь ребёнка, знакомить его с
новыми словами, эмоционально насыщать
беседу. Перед педагогом теперь встаё т задача: воспитать в ребёнке любовь к родному языку, показать музыкальность,
звучность и ритмичность поэтической речи через фольклорные образы и классическую авторскую поэзию, научить чувствовать художественный образ, созданный
тем или иным писателем.
Становясь старше, дети с удовольствием рассматривают сборники сказок,
разнообразные энциклопедии, издания с
головоломками и групповыми играми, легко вступают в беседу, делают умозаключения. Они пытливы, задают много вопросов, вступают в спор и делают выводы,
устанавливают простейшие связи между
событиями жизни, учатся монологической
речи.
В возрасте 4-5 лет ребёнок способен
усвоить основные грамматические нормы:
правильно употреблять предложно-падежные формы имен существительных
единственного и множественного числа,
изменять имена прилагательные по падежам, числам и родам, правильно употреблять глагольные формы, использовать
наречия. Все чаще в речи пятилетних детей появляются сложноподчиненные предложения, и педагог должен корректировать
их ответы, показывать на примере текстов
писателей, как грамотно формулировать
свои мысли.
Речевую практику дошкольников в
детском саду помогает разнообразить театрализованная деятельность. Именно театрализованная игра во многом влияет на
речевое развитие детей : совершенствует
артикуляционный аппарат, расширяет словарный запас, обогащает жизненный опыт
и эмоционально развивает ребёнка.
Для начала в процессе игровой деятельности был определен уровень развития
каждого воспитанника, намечен план работы и построена совместная с ними деятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так как
большую роль в развитии речи детей играет правильно организованнаяпредметнопространственная среда, то совместно с
родителями мы пополнили театральный
уголок. В нём появились фигурки для
пальчикового театра, куклы би-ба-бо, маски, театральная ширма для кукольного
представления, декорации. В костюмерном
уголке появились новые костюмы для сказочных героев из русских народных сказок
«Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»,
произведений К. Чуковского, В. Сутеева,
Ш. Перро и др.
Дети с огромным удовольствием принимают участие в драматизации любимых
сказок, пробуют себя в разных ролях, учат
текст, эмоционально украшают свой персонаж, готовят вместе с родителями костюмы. Перед каждой новой постановкой
детского театра им показываются мультфильмы или образцы детских выступлений
по выбранной теме. Это дарит детям творческое вдохновение, учит выражать эмоции, подражать увиденным героям. В
«Центре речевой активности» помещается
актуальный к тому времени материал: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями по теме, делается подборка
артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составляется картотека
дидактических игр, которые включаются
во все режимные моменты. Одни направлены на формирование грамматического
строя речи («Подбери рифму», «Загадки по
описанию», другие – звуковой стороны речи «Наш любимый зоопарк», «Угадай, из
какой сказки?.», а также на развитие
связной речи («Какое слово спряталось?»,
«Расскажи, что видишь вокруг», «Опиши
внешность героя», «Сочини (продолжи)
сказку») [5]. Очень помогают в формировании звуковой культуры логопедические
пятиминутки с использованием речевых
средств: чистоговорок, потешек, считалок.
Они способствуют формированию правильного звукопроизношения и обобщают
знания детей об окружающем мире.
Еще одним важным этапом в развитии
речи через театрализованную деятельность
является работа над эмоциональностью и
интонационной выразительностью речи.
Сначала сюжет самостоятельно проигрывается в ролях, затем детям предлагается
озвучить выбранный ими персонаж, при
этом осуществляется корректировка и
направление их речевой деятельности.
Часто вводятся творческие задания,
например, «Продолжи мысль: «Если бы я
был волшебником…», «Хочу подарить
улыбку другу…», «Мне нравится в тебе…», «Что я могу рассказать о себе» и др.
В таких словесных играх любой ребёнок
может высказать своё мнение, выразить
настроение, увидеть положительные качества свои и друзей, почувствовать свою
значимость в коллективе сверстников, побороть детские страхи, тревожность.
После драматизации сказок детям задают вопросы: какие герои им понравились, какие запомнились и почему; поступки каких героев им пришлись по душе, а какие следует осуждать; какие впечатления они получили от сказки. Настроение предлагается выразить в рисунке или
скульптуре. Создавать фон в работе помогает правильно подобранная музыка, ритмические разминки, игры и упражнения,
развивающие пластичность, подвижность,
вдохновляют детей.
Как показала практика, работа по развитию речи ребёнка будет эффективна, если в ней принимает участие семья, поэтому для повышения компетентности родителей в данном вопросе был проведён семинар-практикум «Развитая речь – гарантия формирования полноценной личности
дошкольника». Он состоял из трё х занятий: лекция «О пользе домашнего чтения,
или значение сказки в жизни ребёнка»; мастер-класс «Театральная деятельность в
детском саду»; занятие-практикум «Как
открыть ребёнку мир детской литературы». Вместе с детьми была создана ЛЭПбук «Волшебная книга». Родители оформили папку-передвижку «О пользе домашнего чтения» и активно участвовали в пополнении театрального уголка и костюмерной.
Просветительская работа с родителями
очень эффективна, так как освещает не
только теоретические вопросы, но и позволяет закреплять их на практике [6]. Родители отмечали, что благодаря участию
детей в театральных играх-постановках,
прослушиванию и анализу фольклорных
произведений и художественной классической литературы в детском саду и дома
произошли значительные перемены в развитии детей : повысился уровень их речевой активности, чистоты произношения
звуков, дети научились рассуждать, описывать, делать выводы, спорить и отстаивать свою точку зрения. Расширился их
кругозор, обогатился социальный опыт,
коммуникативные навыки, повысился интерес к театру. Следовательно, проведённая работа была эффективна.
Приобщение детей к миру художественной литературы, театральной деятельности даёт прекрасные результаты в
области развития речи дошкольников и является гарантом успешной учёбы в школьные годы. Выработанный навык чтения,
проявления интереса к разнообразной и
содержательной информации, дискуссиям
поможет ребёнку в будущем ориентироваться в мире информации, адаптироваться
во взрослой жизни и стать полноценным
членом общества.