Харченко Наталия Николаевна
Развитие речи для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных задач в дошкольном образовании. Являясь общей, она состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Публикация «Развитие речи для детей среднего возраста» размещена в разделах
В среднем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со
взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Среди множества существующих способов развития речи детей существенно выделяются дидактические игры и упражнения. На них мы и остановили свой выбор. Дидактическая игра представляет собой многообразное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой их досуга. Игра развивает язык, а язык организует игру. Если правильно подобрать игры и упражнения, то они дают возможность благоприятно воздействовать на все составляющие речи. В игре ребенок получает возможность пополнять, активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь, словесное творчество, коммуникативные навыки и правильно выражать свои мысли.
Интерес к изучению данной темы нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Целью работы стало повышение уровня собственной профессиональной компетентности по вопросу развития речи детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме развития речи детей 4-5 лет;
- оценить целесообразность и успешность применения дидактических игр и упражнений для развития речи детей;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам развития речи детей;
- поделиться опытом с коллегами на уровне ДОО и в СМИ.
И в результате работы над темой дети предположительно достигнут следующих результатов:
- у детей расширится словарь активных и пассивных слов;
- дети овладеют умением последовательно излагать свои мысли;
- дети овладеют навыками выразительной речи;
- дети овладеют умением произносить фразу с разной интонацией, с разной силой голоса;
- дети усвоят правила хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми