Полина Баранова
Занятие по развитию речи «Дифференциация звуков [Ч’], [Щ’]»
Тема. Дифференциация звуков [Ч’], [Щ’].
Цель. Формирование умения произносить правильно и дифференцировать согласные звуки [Ч’], [Щ’].
Задачи:
1. Звуковая культура речи :
-способствовать развитию артикуляционного аппарата;
- учить детей произношению звука [Ч’],[Щ’];
- закреплять звуко- и словопроизношение;
- вырабатывать интонационную выразительность;
- учить выделять на слух звук [Ч’],[Щ’];
Публикация «Занятие по развитию речи „Дифференциация звуков [Ч’], [Щ’]“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- тренировать силу голоса со звуком [Ч’],[Щ’].
- упражнять в произношении : ча, ща, чу, щу.
2. Развитие словаря :
- активизировать словарь детей словами на тему профессии (врач, учительница, стекольщик, часовщик, пограничник) ;
3. Связная речь:
- совершенствовать связную диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;
- развивать речевую активность детей;
- учить детей описывать по мнемотаблице профессии людей (врач, учительница, стекольщик, часовщик, пограничник).
4. Грамматический строй речи :
-составлять предложения с однородными членами;
5. Познавательное развитие :
- вспомнить и закрепить профессии людей;
6. Физическое развитие : развивать активность в процессе двигательной деятельности.
7. Развивающие задачи : развивать внимание, мышление, память.
8. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Методы: наглядные ( опосредованные: рассказывание по мнемотаблице); словесный (беседа, практические ( продуктивные: дидактическая игры на развитие связной речи).
Формы работы: обучение на занятии по развитию речи.
Приемы: сюрпризный момент, прием мотивации, показ артикуляции звука, повтор, показ картинок, анализ.
Используемый материал: игрушки Чебурашки и щенка; картинки с людьми разных профессий,
Этап
I. Вводная часть(3 мин)
1. Приветствие
2. Сюрпризный момент
II. Основная часть
(10-12 мин)
1. Артикуляционная гимнастика
2. Произношение звука [Ч]
А) Выделение звука
Б) Произношение звука
В) Артикуляционный показ
Г)Песенка паровоза
Д)Выработка силы голоса
Динамическая пауза.
3. Произношение звука [Щ].
А) Выделение звука
Б) Произношение звука
В) Артикуляционный показ
Г)Песенка для щенка
Динамическая пауза.
4. Произношение чистоговорок.
5. Игра «Профессии».
III. Заключительная часть(3 мин)
(Рефлексия)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Доброе утро, ребята!
Ребята, вы уже познакомились с нашими гостями, но еще раз пожелаем им доброго утра.
Скажем еще раз вместе.
Мы поздоровались с нашими гостями,Чебурашка и Щенок путают звуки Ч и Щ для того, чтобы научить их нужно нам немного поиграть с нашими ротиками, повторяйте за мной.
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
Повторим еще раз? А я посмотрю как вы делаете.
Ребята, кто это?
Это Ч-ч-чебурашка, скажем вместе.
Сможете сказать как я?
Ребята, какой первый звук вы услышали первым?
Звук Ч.
Для того чтобы правильно произнести звук Ч, делаем губки небольшой трубочкой, язычок за зубками и споем песенку паровоза.
Ч-ч-ч-ч.
Споем песенку чуть тише, теперь чуть громче.
Ребята, Чебурашке очень грустно, может мы поиграем с ним?
Вставайте из за стульчиков и подходите ко мне.
Чебурашка устал сидеть,
Нужно ноженьки погреть.
Лапы вверх, лапы вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать чебурашка горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
Ребята, а кто это?
Это Щ-щ-щенок, скажем вместе.
Какой первый звук мы слышим?
Звук Щ.
Скажем как я.
Для того, чтобы правильно произнести звук Щ, держим кончик языка за верхними зубами, кончики губ тянем к ушкам и споем песенку для Щенка.
С Чебурашкой мы поиграли, может теперь поиграем с щенком?
Щенок, ты хочешь с нами поиграть?
Вставайте из-за стульчиков, и выходите на коврик.
Повторяйте за мной.
Чок-чок-чок,
Ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Садимся обратно на стульчики.
Ребята, Чебурашка и щенок пришли к нам за помощью,им нужно помочь произнести волшебные фразы.
Попробуем сделать это вместе?
Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача.
Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.
Чо- чо -чо- солнце греет горячо.
Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.
Че-че-че - сидит кошка на плече.
Що-що-що –мы хотим играть ещё.
Чу-чу-чу- нам купили по мячу.
Щи-щи-щи- наша мама варит щи.
Чи-чи-чи- ходят по полю грачи.
Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.
Ребята, поиграем еще в одну игру, посмотрите на картинки. Люди каких профессий изображены на них?
Что делают эти люди?
Что они чинят или кого они учат и лечат?
Я буду называть профессии, если в профессии есть звук [Ч] хлопаем в ладоши, если есть звук [Щ] топаем ногами.
Попробуем рассказать по таблице.
Врач, учитель, часовщик.
Молодцы, ребята.
Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”.
Врач лечит больных.
Учительница учит учеников.
Часовщик чинит часы.
Ребята, какие звуки мы сегодня учили говорить и различать Чебурашку и щенка?
Какие профессии вы запомнили со звуками [Ч],[Щ]?
До того как мы с вами не поиграли, Чебурашка и щенок путали звуки Ч и Щ, но теперь они точно ничего не перепутают, спасибо вам большое, ребята!
Чебурашка и щенок торопились к вам и не успели раскрасить картинки, может мы им поможем?
Шагают на месте.
Руки поднимаем вверх, наклоняемся.
Прыжки на месте.
Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача.
Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.
Чо- чо -чо- солнце греет горячо.
Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.
Че-че-че - сидит кошка на плече.