Папки-передвижки

Развитие речи детей в дошкольном возрасте и диагностика готовности к школе

Татьяна Смирнова
Развитие речи детей в дошкольном возрасте и диагностика готовности к школе

Развитие речи

Развитие речи является очень важной задачей в развитии детей дошкольного возраста.

На сегодняшний момент эта задача является наиболее актуальной, т. к. растет процент детей с недоразвитием речи. Это отмечают педагоги, логопеды и психологи.

Как следствием этого является претензии учителей начальной школы к выпускникам д/с, которые заключаются в том, что дети не умеют достаточно логично излагать свои мысли, пересказывать и т. д.

Публикация «Развитие речи детей в дошкольном возрасте и диагностика готовности к школе» размещена в разделах

В дошкольной педагогике, а конкретно в методике развития речи выделяют семь частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи.

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. воспитание звуковой культуры речи.

4. Формирование разговорной (диалогической речи)

5. Обучение рассказыванию (монологическая речь)

6. Ознакомление с художественной литературой.

7. подготовка детей к обучению грамоте.

Развивать речь дошкольника нужно в нескольких направлениях.

1. Очень важно сформировать достаточный словарный запас, как активный, так и пассивный.

Под пассивным запасом понимаются слова, значение которых ребёнок знает, но пока не употребляет их в речи.

• Ребё нок должен:

• правильно употреблять слова в речи, точно подбирая их по смыслу;

• использовать разные части речи;

• пользоваться антонимами (весёлый – грустный, синонимами (весёлый – радостный);

• словами с обобщающим значением (малина, клубника, смородина – это ЯГОДЫ).

2. К концу дошкольного возраста ребёнок должен усвоить правильный грамматический строй речи.

Закрепляйте у ребёнка умение согласовывать слова между собой (существительные с числительными, существительные с прилагательными и т. д.);

Образовывать существительные с суффиксами (дом – домИК – домИШКО,

Глаголы с приставками (ехать – ПРИехать, Уехать, Заехать, Отъехать);

Сравнительную и превосходную степень имён прилагательных (умный – умнее – самый умный);

Образовывать названия профессий (учить – учитель, строить – строитель).

• Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок грамматически правильно изменял все слова, входящие в активный словарь. Хорошо, если он будет критически относиться к грамматическим ошибкам, стремиться к чистоте и правильности речи.

Развитие связной речи – один из показателей общего интеллектуального развития ребёнка. К концу дошкольного возраста он должен уметь связно рассказывать о событиях своей жизни, составлять рассказы по картине и по серии картин, о предметах и об игрушках.

• Нужно научить ребёнка отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями. А также задавать вопросы. Малыш должен уметь передавать содержание литературного текста самостоятельно и выразительно.

• На занятиях и в повседневной жизни стимулируйте речевую активность ребёнка, поощряйте, если он хочет о чём-то рассказать.

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.

Ребёнок, поступающий в школу, должен:

Правильно произносить все звуки языка;

Различать и называть слова с определённым звуком;

Уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);

Делить слова на слоги;

Составлять слова из слогов;

Иметь представление о предложении;

Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

Подбирать синонимы, антонимы;

Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок);

Использовать разные способы образования слов.

Компоненты речевой системы:

ФОНЕТИКА

ЛЕКСИКА

ГРАММАТИКА

Обязательной проверке подлежат:

Правильность произношения звуков.

Умение различать звуки речи на слух.

Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

Состояние словарного запаса.

Сформированность грамматических систем.

Владение связной речью.

Правильность произношения звуков.

До начала обучения грамоте, ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Причём особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен: ( типа: Сыплёнок вместо Цыплёнок, каЛтина вместо каРтина)

Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

ЗВУКИ: Свистящие: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.

Шипящие: Ш, Ж, Ч, Щ.

Соноры: Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й.

Если выявлены звуковые замены, то их нужно обязательно устранить до начала обучения грамоте.

Надо помнить, что при нормальном речевом развитии, все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позже, чем к 5-6 годам!

Для проверки правильности звукопроизношения, попросите ребёнка назвать картинки, подобранные на разные звуки (в начале слов, середине и конце)

Например: С – Сук, коСа, автобуС

СЬ – Сетка, оСёл, гуСЬ

З – Зонт, коЗа

ЗЬ – Земляника, обеЗЬяна

Ц - Цапля, кольЦо, огуреЦ

Ш – Шуба, коШка, дуШ

Ж – Жук, еЖи

Ч – Чайник, боЧка, клюЧ

Щ – Щётка, яЩик, клеЩ

Р – Рука, коРка, двоР

Л – Лук, воЛк, стоЛ

ЛЬ – Лента, маЛина, соЛь

РЬ – Репа, гРиб, фонаРЬ

Й – Яблоки, чаЙка, змеЙ

Умение различать звуки речи на слух.

Поскольку в основе звуковых замен чаще всего лежит неразличение этих звуков на слух.

Исследование слуховой дифференциации проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком.

а) дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении:

миСка – миШка Бочка – Почка уТочка – уДочка Трава – Дрова крыСа – крыШа коСа – коЗа.

б) Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миСка- миШка Чёлка – Щёлка крыса – крыШа Цветик – светик реЧка – реДЬка веЧер – веТер

Даются картинки для проверки слуховой дифференциации звуков по группам: а) свистящие – шипящие; б) Р –Л – Й; в) звонкие – глухие; г) мягкие – твёрдые.

Звуковой анализ слов.

Простейшие формы звукового анализа:

1. Выделение звука на фоне слова

2. Определение 1-го гласного звука: Ухо, Озеро, Азбука, Иголка.

С 6 лет:

Определение 1-го согласного звука:

Мак, Дым, Трава, Кошка, Щука, Чашка.

Определение последнего звука в словах:

доМ, маК, камыШ, клюЧ, муха, банаН.

Определение последовательности звуков в словах: МАК, СУП, ЛУК, КАША, РАМА.

Определение количества звуков в словах:

ДОМ, РАК, ЛУНА, БАНАН, ЛАМПА

Словарный запас.

Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов ( к 5 годам в норме: 3-4 тыс слов)

• в нём должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

• Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова ( например: одежда, обувь, посуда, животные, птицы, овощи, фрукты., которые начинают усваиваться детьми в 3-5 лет.

• конкретные существительные (по картинкам)

Называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, деревья, цветы и др.)

• Обобщающие понятия.

• Существительные, обозначающие части:

а) тела;

б) части предметов одежды:

в) части машины;

г) части окна.

• Называние профессий (можно по картинкам или по вопросам)

• Подбор признаков к определённому предмету.

Подбор антонимов: (устно или с опорой на картинки)

• Глагольный словарь. кто как передвигается? кто как подаёт голос? кто как ест? кто чем занимается?

Под СЛОВОИЗМЕНЕНИЕМ понимают изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. д.) без изменения основного значения слова (например, СТОЛ, СТОЛЫ, СТОЛОМ).

При СЛОВООБРАЗОВАНИИ – меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении. Образуются. Так называемые однокоренные слова (например, СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА) Это различные слова.

Для проверки сформированности у ребё нка грамматической системы СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ предложите ему выполнить следующие задания:

• Образование множественного числа имён существительных. лампА – лампЫ, шубА – шубЫ, деревО – деревЬЯ

• Согласование прилагательных с существительными.

МАШИНА -, ВЕДРО -, ПЛАТЬЕ -, ШАР -, БОТИНКИ - …

• Употребление формы Родительного падежа множ. числа: ( вопрос: МНОГО ЧЕГО) ШАР – ШАРОВ, КНИГА -, МЯЧ -, СТОЛ -, ДЕРЕВО -, КЛЮЧ -, ЛИСТ - …

• Употребление ПРЕДЛОГОВ (В, НА, ПОД, ЗА, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО)

• Согласование существительных с числительными

Дом – 2 дома, 5 домов; кукла -, шар -, карандаш -, жук -, лев - …

Для проверки грамматической системы СЛОВООБРАЗОВАНИЯ предложите ребё нку выполнить следующие задания:

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Как назвать маленький предмет? Большой СТОЛ, а маленький СТОЛИК

Образование детё нышей животных:

У кошки -, у курицы -, у лошади -, у гуся -, у коровы - …

Образование относительных прилагательных:

например, стол из ДЕРЕВА – ДЕРЕВЯННЫЙ, дома из КИРПИЧА -, шуба из МЕХА -.

Образование притяжательных прилагательных: (ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ) Сумка мамы – МАМИНА, кофта бабушки -, нора лисы – ЛИСЬЯ, хвост зайца - …

Образование приставочных глаголов.

а) можно по картинке: что делает мальчик: (от слова ХОДИТ)

Уходит, ПЕРЕходит, Выходит, Входит, Отходит.

Владение связной речью.

• Под СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагать свои мысли.

Рассказы: фактические и творческие.

По форме: описательные и сюжетные.

• С целью проверки состояния у ребёнка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на сюжетной картинке:

• Далее предложите ему составить рассказ по серии сюжетных картинок

Появление звуков

Возраст ребёнка звуки

1-2 года А, О, Э, П, Б, М

2-3 года И, Ы, У, Ф, В, Й, Т, Д, Н, К, Г, Х

3-5 лет С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ

5-6 лет Л, Р

Стихотворение, которое можно предложить повторить ребёнку для обследования звукопроизношения.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не могу держать в руках,

Пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глазок – два,

Трещина на спинке.

Вот зелёная трава –

На, поешь травинки.

Ой-ой-ой, упал из рук,

Нос испачкал пылью –

Улетел зелёный жук,

Улетел на крыльях.

К 2 годам ребенок:

- обладает словарным запасом в 200-300 слов

- пользуется в речи 2-3-словными словосочетаниями и предложениями.

- прислушивается к словам и понимает их значение.

-любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации.

- называет предметы, изображенные на картинках.

- хорошо знает свое имя, произносит его.

- пользуется словами «да», «нет», «еще».

- выражает просьбу словами, а не только жестами.

- использует существительные в разных падежах (т. е. с разными окончаниями)

- согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»)

К 3 годам ребенок:

- часто задает вопросы.

- пользуется 2-ух, 3-ехсловными предложениями.

- говоря, высказывает свои впечатления, мысли.

- договаривает звуки, слоги при чтении ему.

имеет словарный запас 1000-1500 слов.

- понимает значении простых предлогов (в,на,под,из) и множественного числа.

- называет 2 цвета, знает время суток.

К 4 годам ребенок:

- владеет словарем примерно в 1500 слов.

- начинает употреблять сложные предложения.

- говорит предложения из 4-5 слов.

- задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?».

- использует выражения типа: «я думаю, что…».

- выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

- правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

- правильно произносит все звуки, кроме «р» и «л».

- воспроизводит 3-ех, 4-ехсложные слова.

К 5 годам:

- обладает словарным запасом около 3000 слов.

- знает свой адрес.

- пользуется предложениями из 5-6 слов.

- пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

- умеет пересказывать.

- правильно произносит практически все звуки.

- определяет право-лево у себя, но не у других.

- знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий)

- пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

- считает до десяти.

- знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

К 6 годам:

- обладает словарем около 4000 слов.

- все звуки родного языка произносит правильно.

- умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

- помнит и может описать прошедшие события.

- пользуется сложными предложениями.

- употребляет все части речи.

- использует абстрактные и отвлеченные понятия.

- рассуждает.

- рисует, заштриховывает, обводит.

- хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги.

- различает и дифференцирует звуки речи.

Развитие речи в дошкольном возрасте :

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс

развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника :

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте» Что такое мелкая моторика? Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей в дошкольном возрасте и диагностика готовности к школе
Опубликовано: 3 июня 2024 в 12:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей в дошкольном возрасте и диагностика готовности к школе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД