Александра Иосифова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте»
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе о развитии мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте.
Задачи:
Раскрыть значение развития мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте;
Рассмотреть особенности развития мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте;
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Раскрыть методы и приемы развития мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте.
Актуальность.
Мелкую моторики рук актуально развивать с раннего дошкольного возраста. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи ребёнка.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые передают множество сигналов в мозговой центр ребёнка. Стимулирование нервных окончаний на кончиках пальцев активизируют центры речи и движения в головном мозге, по причине того, что речевой и моторный центры расположены очень близко друг от друга.
В настоящее время, по статистическим данным, в нашей стране 25% детей имеют различные речевые нарушения. В раннем дошкольном возрасте чаще наблюдается задержка речевого развития. Задержка речевого развития возникает (соматически) как последствие различных болезней, так и по причине педагогической запущенности. Поэтому, начиная с самого раннего возраста очень важно обращать внимание на развитие мелкой моторики рук ребёнка.
Двигательная активность называется моторикой. Различают крупную и мелкую моторику.
Крупная моторика включает движения всего тела. Мелкая моторика рук- это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями рук, в результате скоординированной работы мышц рук и глаз.
Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте имеет огромное значение, так как ранний дошкольный возраст - период для развития речевых способностей, а на формирование речи влияют двигательные импульсы пальцев рук.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
У ребёнка до 3 лет мелкая моторика рук очень слабая. Он совершает простые действия с предметом (класть предмет в коробку; хватать предмет рукой, катать мяч; стаскивать с себя носки, шапку; стучать молоточком; и др.).
Ребёнка раннего возраста учат навыкам самообслуживания (одеваться, раздеваться, снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицу спереди, застёжки на липучках, в определенном порядке складывать одежду) ; культурно- гигиеническим навыкам (умываться, пользоваться салфеткой, платочком, полотенцем, расческой).
Двигательные умения и навыки у ребёнка формируются постепенно, и у каждого ребёнка - индивидуально.
В детском саду для развития мелкой моторики рук используются различные методы и приемы:
Пальчиковая гимнастика (технология В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко)
Пальчиковые игры (используются потешки, песенки, стишки с движениями);
Изодеятельность. Рисование, лепка, аппликация (используются традиционные и нетрадиционные техники);
Конструирование и ручной художественный труд (используются Лего, различные конструкторы, бросовый и природный материал);
Опыты (с водой, с песком, с различными материалами);
Развивающие игры (мозаика, лото, домино, крупные пазлы, разрезные картинки, пирамидки, сортеры, шнуровка, бизиборды и др.);
Театрализованные игры (настольный театр, пальчиковый театр);
Массаж рук.
Рекомендации для родителей :
Обращайте внимание на развитие мелкой моторики рук у ребёнка;
Уделяйте время для развивающих занятий с ребёнком;
Приобретайте материалы (пособия, тренажёры, массажеры, игры, игрушки, канцтовары, раскраски и др.) для тренировки пальчиков в домашних условиях;
Соблюдайте технику безопасности при использовании мелких предметов;
С мелкими предметами играйте только под своим присмотром, а после игры убирайте в недоступное для ребёнка место;
Занимайтесь с ребёнком постоянно, соблюдая дозировку занятий по 2-5 минут ежедневно;
Поддерживайте ребёнка во время игры; направляйте руку ребёнка в правильное русло;
Научите держать карандаш (кисточку, фломастер, и др.) тремя пальчиками;
Помогайте ребёнку выполнять все упражнения правильно;
Изучайте литературу по развитию мелкой моторики рук. Рекомендуем технологию В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений.
Список использованной литературы:
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Москва, 2001.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)
Москва, 2010.
Спасибо за внимание!