Лилианна Бушкина
Развитие воображения в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение ребенка связано с появлением и расширением возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы.
Воображение ребенка складывается в игре. Поначалу оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке и в этот момент он всадник, а палочка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.
Публикация «Развитие воображения в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, кубик может быть и телефоном, и бочонком меда для медведя, и автобусом; стул может превращаться в самолет, корабль, кровать и т. д.
Формируясь в игре, воображение переходит и на другие виды деятельности дошкольников. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стишков, попевок. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.
Дошкольный возраст можно рассматривать как переходную стадию от «естественного» воображения к элементам так называемого «культурного». Для возникновения этих элементов необходимо руководство воспитателя. Не навязывая детям продуктов своего воображения, он исходит из зародышевых форм воображения самих детей, используя наблюдения за реальными объектами, беседу по поводу увиденного и эмоциональную оценку наблюдаемого, пение, рисование, прослушивание сказки, свободную игру. Воспитатель организует диалоги, в которых каждый ребенок выражает свое видение предмета. В этом ему помогает не только словесное, но и телесное изображение, которое позволяет детям сделать видимыми для других образы своего воображения, рассказать о своих эмоциях. Можно сказать, что воображение углубляется и расширяется посредством телесного изображения. Используя так называемое «совместное воображение», включая в него свое собственное, воспитатель обеспечивает мягкость руководства, единство интереса детей с целенаправленной педагогической поддержкой. Выявляется своеобразие детского видения ситуации и то, как у детей возникает их собственная оценка ситуации.
Можно выявить два типа взглядов.
Первый – «фактический». Ребенок лишь описывает ситуацию: «Мишка – косолапый», «Зайка прыгает, у него длинные уши», «Птичка машет крыльями», «Кошка пушистая» и т. д. Эти оценки относятся к видимым свойствам предметов, которые предстают детям с сугубо внешней стороны.
Но у детей существует еще и другой взгляд – назовем его «человеческим». Он основан на воображении и позволяет увидеть предметы изнутри, позволяет на эмоционально-чувственном уровне проникнуть в них. Например, дети так оценивают ситуацию: «Мама-птичка сказала птенчику: «Лети скорее в гнездышко»; «Лошадки скакали копытами, потому что им надо было громко, и они говорили: «Цок, цок!»; «Когда киска принесла молочка, детки зашумели: «Я хочу, я хочу!». Дети переносят на животных, птиц то чувство, которое пережили бы сами, оказавшись в подобной ситуации.
Таким образом, «человеческий» взгляд представляет собой интерпретацию реальных явлений через воображение.
Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого. Это основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого. Одни дети очень эмоциональны и практически живут в мире фантазий, другие, наоборот, страдают недостатком воображения, многое воспринимают буквально, не могут что-то придумать. Задача педагога – направить воображение одних в позитивное русло и помочь развиться фантазии у других детей.
Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира.
Литература:
- В. Мухина – «Психология дошкольника». Москва. «Просвещение» 1975г.
- Э. Камия – «Развивающее воображение». Дошкольное воспитание №7, 2004г.
- Н. Миронова – «Как развивать воображение в дошкольном возрасте». Дошкольное воспитание №1, 2008г.
- О. А. Куревина, Г. Е. Селезнева – «Путешествие в прекрасное». Методические рекомендации. Москва. Баллас. 2004