Нина Усова
Развитие речи детей старшей группы посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
На основе комплексного анализа изученной литературы, методических рекомендаций и практического опыта можно сделать вывод, что активный словарь детей необходимо постоянно развивать, а дидактические игры как нельзя лучше способствуют этому. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует развитие словаря.
Публикация «Развитие речи детей старшей группы посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Темы занятий «Овощи», «Путешествие в волшебный лес», «Одежда» способствуют развитию речи, расширению словарного запаса детей средней группы, дают возможность детям познакомиться с новыми для них бытовыми предметами, новыми животными, явлениями природы. Это значительно расширяет знание дошкольников об окружающем мире, способствует развитию словарного запаса.
Тема: «Овощи»
Цель: формирования активного словаря.
Задачи:
— обогащать и совершенствовать представления детей об овощах.
— закреплять знания о месте их произрастания – огород.
— закреплять обобщающее слово «овощи».
Материалы: Коробка, овощи (огурец, лук, свекла)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это возле двери? Это же нам пришла посылка! Дети, хотите узнать, что в коробке?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что внутри. (Воспитатель достает овощи из коробки по одному). Что это, ребята?
Дети: Огурец
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: Зеленый
Воспитатель: а какая у него форма?
Дети: Овальная
Воспитатель: Правильно дети, еще удлиненная. Вы конечно же пробовали огурец на вкус, в какие блюда он чаще всего добавляется?
Дети: В салат.
Воспитатель: Верно, чаще всего готовят салат из огурцов и помидоров. А что же это за овощ у нас такой красный?
Дети: Свекла!
Воспитатель: Конечно же это свекла, посмотрите, как она выглядит, какая она наверху? А внизу?
Дети: внизу тоненькая с хвостиком, а наверху толстая.
Воспитатель: Правильно, снизу она острая как стрелочка, а наверху широкая, толстая. (Воспитатель немного потряхивает коробку из стороны в сторону). Ребята, осталось ли что-то в нашей коробке?
Дети: Да!
Воспитатель: Миша, посмотри, что там лежит? (Миша достает из коробки лук)
Дети: лук.
Воспитатель: Посмотрите на лук, ребята, какой он?
Дети: Он желтый, шуршащий.
Воспитатель: Верно, а он полезный?
Дети: Да
Воспитатель: Конечно, когда мы болеем, мы кушаем лук, чтобы вылечится. А вы когда-нибудь чистили лук? Что происходит, когда мы его чистим?
Дети: мы плачем
Воспитатель: Правильно, лук заставляет нас плакать, когда мы его чистим. А как все это называется?
Дети: овощи
Воспитатель: Скажите, а где же растут овощи?
Дети: в огороде
Воспитатель: Правильно, в огороде, на грядках. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что это такое:
В саду зеленом в землю вросло,
Сверху толсто, снизу остро,
Собой красно.
Дети: Свекла
Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили?
Дети: растет в земле, наверху толсто, внизу остро.
Воспитатель: Правильно,
А он совсем-совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат,
Тоже просится в салат.
Догадались? Молодцы! Ну, конечно…
Дети: огурцы
Воспитатель: Как же вы догадались?
Дети: Овальный, удлиненный, в салат пускают
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь отгадайте:
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
Дети: Лук
Воспитатель: Верно, по каким признакам вы так решили?
Дети: Золотистый, горький, полезный, заставляет плакать
Воспитатель: Хорошо ребята, разобрались мы со всем, что находится в нашей посылке!
Тема: «Путешествие в Волшебный лес»
Возраст детей : 4-5 лет, средняя группа.
Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные задачи:
— Закреплять грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за;
— учить подбирать слова, подходящие по смыслу;
— закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным. Развивающие задачи :
— Развивать связную речь детей;
— развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать умение работать в коллективе;
— воспитывать навыки сотрудничества в игре;
— воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Ход занятия.
Вводная часть
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность.
Педагог приглашает детей в хоровод :
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Воспитатель обнаруживают конверт.
Воспитатель: — Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.
«Детский сад, Детям средней группы»
-Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает).
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Лесные Феи.»
— Ну что, поможем феям?
Основная часть.
1 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель:- Ребята, здесь вам нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что справимся с этим заданием? Воспитатель: Большой, высокий, день, зима, черный, снег.
Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.
2 задание «Веселая бабочка»
Воспитатель:- Ну вот мы и добрались до следующего задания. Посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает? Воспитатель: — Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? ( дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: — А вот и листочки, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.
3 задание «Игра со звуками»
Воспитатель: Ну, вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з, песенку жука (ж-ж-ж, песенку ветра (ш-ш-ш, песенка насоса (с-с-с).
— Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
Песенку жука (Ж) — живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
Песенку ветра (Ш) — шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
Песенку насоса (С) — стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
— Молодцы, ребята!
4 задание «Один — много»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили сложное задание. Я буду вам бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это слово когда его много. Например: Стол – столов.
Речевой материал: РЫБА, КНИГА, МЯЧ, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК.
Воспитатель: — Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ну, давайте пойдем дальше.
5 задание «Скажи одним словом»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Я вам показываю картинки, а вы должны их назвать одним словом (Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
Воспитатель: — Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
6 задание «Какое что бывает»
— Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца
Воспитатель: — Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
Заключительная часть «Волшебный лес»
Воспитатель: — Вот мы и пришли в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли наших листочков. Дети на магниты прикрепляют листочки к дереву.
Воспитатель: — Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).
Подведение итогов:
Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?
Тема занятия: «Одежда»
Цель: развитие словаря.
Задачи:
Образовательные:
— обогащать словарный запас детей новыми словами;
— учить образовывать форму с уменьш. -ласкат. суф. ;
— учить составлению описательного рассказа.
Развивающие :
— развивать слуховое восприятие и память;
— развивать общую, мелкую моторику.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к словообразованию;
— воспитывать у детей самоконтроль за речью;
— воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.
1. Подготовительный этап:
— Ребята, какое за окном время года?
— Осень.
— Если наступила осень, то нам нужно одеваться теплее. Я предлагаю вам сходить в магазин и рассмотреть, какую одежду там продают. Хотите?
— Хотим!
— В какой магазин нам нужно пойти?
— В магазин одежды.
— Ребята, я женщина, значит, мне нужен магазин женской одежды? А вам?
-Детской.
-А вашим папам?
-Мужской.
— Все верно, я вместе с вами отправлюсь в магазин детской одежды, хорошо?
2. Поисковый этап.
— Ребята, сморите, здесь продают праздничную, спортивную, верхнюю одежду.
— Нам какая одежда нужна? Чтобы не замерзнуть осенью?
— Верхняя: куртка, плащ, пальто, комбинезон. (Дети выбирают картинки с понравившейся одеждой)
3. Практический этап.
— Ребята, я выбрала для своего сына курточку, мой сынок еще маленький и куртка должна быть небольшая. Как назовем маленькую куртку? Каким словом?
— Курточка (дети по аналогии называют выбранные предметы одежды, образовывая форму с уменьш. -ласкат. суф.)
— Как выдумаете, ребята, одежда подойдет вам по размеру? Почему?
— Да, потому что мы выбрали: комбинезончик, брючки, плащик.
— Давайте, проверим это. Примерим одежду и будем рассказывать, что делаем. — Например, мой сынок возьмёт курточку за воротник, просунет руки в рукава, застегнет молнию, и спрячет руки в карманы. (Дети надевают одежду и рассказывают, что они делают, называя детали одежды)
Подведение итогов занятия.
— Ну, что ребята, вам в такой одежде будет тепло осенью? Почему?