Лариса Барсукова
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста «Способы и пособия-помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Видео. Развитие речи детей с использованием нетрадиционных форм работы.
Нет такого промежутка времени, когда надо активно развивать речь, чтобы ребенок сразу заговорил полными предложениями. Это постепенный процесс, который у каждого занимает разное количество времени. Многие люди даже во взрослом возрасте продолжают развивать свои речевые навыки.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Речь начинает развиваться уже в младенческом возрасте, несмотря на то, что сначала это примитивное звукоподражание. Есть несколько этапов, когда этот процесс идет более активно:
младший возраст 3-4 года,
средний возраст 4-5 лет,
старший возраст 5-6 лет.
Старшая группа
В возрасте 5-6 лет дети уже умеют формировать связные конструкции в речи, могут пересказать текст. В норме они произносят звуки без ошибок, могут менять интонации, читать более выразительно, тише-громче, быстрее-медленнее. Они хорошо и артистично рассказывают стихи, подбирают интонацию и делают логические паузы.
Для развития речи в этом возрасте подойдет пособие О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа». В процессе занятий используются более сложные и интересные форматы:
пересказ сказок и текстов,
составление рассказов по заданной теме,
рассказ о личных впечатлениях,
сочинения.
Также в пособии есть готовые конспекты занятий по художественным произведениям разных авторов: С. Михалкова, В. Серова, Дж. Родари, А. Милна и других. Помимо этого, в занятиях используется фольклор разных стран — норвежские, русские, чувашские, татарские и другие народные сказки.
Для старшего возраста изучаемые темы усложняются. Сюда относятся:
род, число и падеж существительных;
вид, время и наклонение глаголов;
словообразование;
монологическая речь;
понимание смысловой стороны слов;
формирование образной речи.
«Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет» О. С. Ушаковой используется в качестве дополнения к первому пособию и содержит картинки, практические задания, загадки и вопросы для обсуждения. Здесь задача усложняется, нужно не просто повторять за взрослыми или продолжать предложения. Теперь ребенку надо составить рассказ по картинке, произнести чистоговорку, найти отличия в словах. Такие упражнения дают более глубокое понимание лексических тем и упрощают запоминание информации.
Демонстрационный материал для бесед по картинкам «Развитие речи детей 5-6 лет» Г. Н. Соломатиной и Е. Е. Рукавишниковой — это отличное дополнение к занятиям. Здесь, также как и в предыдущих аналогичных пособиях, большие картинки формата А4, на которых изображены разные ситуации, игры и предметы. Темы более сложные — умывание, у врача, дома и здания, продукты и другое. На картинках нарисованы предметы, которые надо переставить местами и объяснить, где ошибка. Есть задания с лабиринтами на развитие логики. Есть картинки, где нужно описать, чем занимается зайчик.
Фольклор для развития речи
Последнее пособие по развитию речи — это «Русский фольклор» Т. М. Борменковой. Многие педагоги, например, В. А. Сухомлинский считали, что сказки, потешки и песенки — это незаменимые инструменты в развитии ребенка, его познавательных и речевых способностей. Пособие представляет собой конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с элементами фольклора. Оно подходит для всех детей, в нем есть занятия для каждого возраста с разбивкой по месяцам года.
Каждое занятие включает в себя:
загадки,
диалоги,
стихотворения,
дидактические упражнения,
интеллектуальные и подвижные игры,
описание картинок и др.
Через сказки и стихи детям легче воспринимать окружающий мир, запоминать его проявления, поэтому такое пособие будет отличным дополнением к занятиям.
Развитие речи — это важная часть процесса интеллектуального развития ребенка и основа умственной деятельности. Оно помогает четко выражать свои желания и потребности, общаться с людьми, учиться и узнавать что-то новое.
Литература:
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия»