Соловьева Светлана
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством набора «Азбука робототехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из очень важных задач детского сада и семьи остается развитие речи детей. Необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить не о чем-то абстрактном - это ребенку трудно, а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. И материал, из которого ребёнок может своими руками вместе с друзьями строить модель мира, является очень важной частью образовательной среды.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством набора „Азбука робототехники“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Современным педагогам дошкольного образования приходиться искать новые, интересные методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста направленные на развитие речи. Но хорошо известные методы развития речи такие как : наглядные, словестные и практические тоже не следует забывать.
Робототехника - это новая педагогическая технология. Она представляет собой передовые направления науки и техники, является новым междисциплинарным направлением обучения и воспитания детей, их всестороннего развития.
Робототехника для детей это - прежде всего средства игровой деятельности и самовыражения, позволяющие добиться решение многих образовательных задач, в том числе развитие связной речи. В работе с робототехникой можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы используем набор
«Азбука робототехники» из цифровой STEAM- лаборатории Академии Наураша. Актуальность его использования в свете ФГОС очень значима, так как: во-первых, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие); во-вторых, позволяет педагогу сочетать
образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).
В ходе увлекательного использования набора
«Азбука робототехники», дети получают необходимую техническую практику и богатый словарный запас. Набор часто используется и в театральной
деятельности дошкольников. Ребятам очень нравится сначала строить персонажей сказки из конструктора, придумывать декорации, окружающую обстановку, а затем обыгрывать сюжет сказки, или придумывать свою интересную историю. Таким образом, во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов, а также ведется работа с предлогами.
Очень интересно и увлекательно дети составляют описательные рассказы или заучивают стихотворения с использованием любимого набора робототехники, где модели - герои могут еще и самостоятельно двигаться.
Основное отличие набора «Азбука робототехники»- простота, позволяющая освоить учебный материал даже дошкольникам без предварительного наличия специальных знаний. Так как дети часто переживают неудачи связанные с крахом конструкции, мы приучаем их быть, внимательными, следовать инструкции видеть свои ошибки уже на первом этапе конструирования. Следовательно, ребенок приобретает ценный навык, который пригодиться для дальнейшей жизни - самодисциплина.
Уже с первых занятий по робототехнике мы видим, как легко дети находят друзей с общим интересом и развивают навыки командной работы. Этому помогает работа в парах и командные соревнования. Живое общение сейчас большая редкость. А детям это нужно как никому другому.
Дети, собирая конструкционные блоки различной формы, моторы, кубы и вспомогательные элементы-запоминают и называют их в дальнейшем, все дело в мелкой моторике. Опытные педагоги и родители знают, как сильно она влияет на развитие речи. Да и ученые, психологи официально заявляют: пока дети присоединяют детальки друг к другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, а за всем этим активно подтягивается, речевой аппарат.
«Азбука робототехники» - это удивительный мир творчества. Какой ребенок откажется придумывать героев, строить для них дома, и фантазировать приключения? Это же так увлекательно. Родители тоже будут довольны, ведь их дети учатся самостоятельности и развивают свой внутренний мир.
Почему «Азбука робототехники» так популярна и нужна детям?
- Это увлечение, которое может стать делом жизни ребенка и перспективной профессией.
- Это интересно и познавательно. Строить роботов, программировать их - разве не об этом мечтает каждый ребенок?
- Это знания, которые пригодятся в школе - физика, математика, информатика. Ребенок легче будет усваивать школьные программы.
- Это целый комплекс знаний по программированию, алгоритмике, механике, инженерии и проектированию. При чем, это не сухие формулы и заучивание теорем - это практика и реальные расчеты, результатом которых становится работающее изобретение.
Для успешной работы составляется перспективный план, в котором учитывается возраст детей и уровень их технического развития, темы занятий. Проводится педагогическая диагностика при использовании таких форм (наблюдение, изучение продуктов детского творчества и пр.).
Все индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся в свободное время от непосредственно организованной деятельности время. Для планирования занятий мы решили взять методику 4C. Это 4 этапа процесса обучения: соединение, создание, совместное обсуждение, совершенствование.
Соединение с реальным миром. На данном этапе дети знакомятся с темой или с заданием, задают вопросы, активизируя речь, составляют о данной теме представление на основе имеющихся знаний. На этапе соединения нужно не только дать сведения по теме для выполнения заданий, но и показать детям, с чем им предстоит работать, а так же выяснить, действительно ли они понимают, что нужно сделать и готовы ли они к этому. Здесь происходят коллективные обсуждения построек, беседы, что способствует расширению пассивного и активного словаря детей.
На этапе создания дети приступают непосредственно к работе с набором
«Азбука робототехника», к сборке моделей. Дошкольники сотрудничают друг с другом в момент сборки, кто установил кубик не на тот шип или перепутал деталь, каждый старается сравнить и подсказать. Мы мотивируем их естественную любознательность и желание творить. В процессе работы, дети проговаривают названия элементов конструктора, называют цвет, форму, их размер, используют в речи слова, обозначающие пространственные отношения – «сверху», «снизу»,
«справа», «слева» и т. д.
На этапе совместное обсуждение дети обсуждают готовую модель и делятся друг с другом своими идеями и выводами. Найдя ошибки, приходят к их исправлению. Дошкольники могут демонстрировать свои проекты и презентовать решения, которые воплотили в жизнь. Именно на этом этапе у детей развиваются конструкторские навыки; развиваются умения пользоваться схемами, инструкциями, чертежами; развиваются логическое мышление, речевое развитие, коммуникативные навыки.
Таким образом, работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с применением набора «Азбука робототехники», является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, сотрудничеству со сверстниками и взрослым, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию и программированию. Развитие речи находится в тесной связи с развитием пальцев рук, мышлением и творческим воображением, что так необходимо детям.