Кузнецова Татьяна
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации логопеда - развитие речи детей
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
У старшего дошкольника появляется интерес к речи, как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Необходимо системно вести работу по развитию лексико-грамматических форм для того, чтобы подготовить детей к школе, научить их связно строить свои высказывания, составлять интересные рассказы.
Ребенок старшего дошкольного возраста активно владеет бытовым словарем. Словарная работа осуществляется через ознакомление детей с окружающим. Одно из главных направлений в работе воспитателя - это упражнение детей в правильном использовании основных грамматических форм для точного выражения мыслей и знакомство их со сложными случаями использования русской грамматики.
Углубленно работая над развитием словаря детей старшей группы и формированием грамматического строя речи, мы решаем следующие задачи:
•точно и правильно использовать, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;
•замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы; употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;
•самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов; понимать и использовать в речи термин «предложение»; составлять предложение из 3-4 слов.
Исходя из выше перечисленных задач, необходимо составить перспективный план, подобрать игры и упражнения на развитие лексико – грамматических форм. Большое внимание нужно уделять развитию у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. Так, вводя в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, стекло, металл, пластмасса, мы широко применяем загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Работаем над смысловой стороной слова, расширяем запас синонимов и антонимов, многозначных слов. Стараемся формировать у детей умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Составляя предложения со словами-синонимами, обозначающими нарастание действия (шепчет, говорит, кричит, дети осознают оттенки значений глаголов. Так в игре «Найди приятеля» предлагаем детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу:
•дом, солдат, маршал
•конь, собака, лошадь
•веселый, крепкий, прочный
Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Мы учим, детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). В игре «Сравни» дети объясняют качество двух объектов:
• По вкусу: горчица и мед
•По возрасту : юноша и старик
• По высоте: дерево и цветок и т. д.
В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.
•Слон большой, а комар.
•Камень тяжелый, а пушинка.
•Днем светло, а ночью.
Активно ведется работа с детьми по освоению значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый).
Так в игре «У кого? У чего?» предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова. Например:
•ручка – у человека, у двери, у чемодана
•язычок – у человека, у ботинка
В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:
•дерево, цветок – что делают? (растут)
•Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)
•Мяч, яблоко – какие? (круглые)
От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов мы постепенно подводим детей к составлению связных высказываний, используя все характеристики предмета, явления персонажа, их качества и действия.
Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями.
Работаем над согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Задания постепенно усложняются. Дети вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот».
Учим детей, правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть-надеть). При этом обращаем их внимание на слова-антонимы (одеть-раздеть, надеть-снять)
Большая работа проводится на словообразование. В образовании новых существительных обращаем внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).