Светлана Шапошникова
Развитие речи — важнейшее условие умственного развития.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания и психолингвистики.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.
Публикация «Развитие речи — важнейшее условие умственного развития,» размещена в разделах
Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими и грамматическими, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.
Важнейшим показателем речевого общения является развитие инициативной речи, когда ребенок самостоятельно начинает обращаться ко взрослому, активно используя накопленный к этому возрасту словарь.
Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Работа над формированием словаря – важная составная часть занятий по развитию речи. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка широко используются дидактические упражнения: «Что изменилось?», «Отгадай и назови». Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Занятия по развитию речи, активное общение с окружающими способствуют обогащению и уточнению словаря детей, формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи. Овладевая предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной речью.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.
Работа по развитию речи включает в себя :
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование грамматически правильной речи;
• формирование разговорной (диалогической) речи;
• обучение связной монологической речи (рассказывание);
• обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;
• воспитание интереса к художественному слову.
Развитие речи в дошкольном возрасте является процессом многоаспектным по своей природе. Взаимосвязь речевого развития, овладение языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
1. Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;
2. Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать);
3. Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
4. Умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.