Ольга Сиделева
Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сиделева Ольга Алексеевна
воспитатель МАДОУ дс 411
г. Новосибирск
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в
работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего, в
игре. И вся история отдельного человека как
деятеля и работника может быть представлена
в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»
А. С. МАКАРЕНКО
Публикация «Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ежегодно растет количество детей, имеющих нарушения различных сторон речи. Сейчас таких детей принято называть - дети с ограниченными возможностями здоровья. Понимая, что речь является главным средством общения и взаимодействия людей, несложно догадаться какую роль она играет в жизни каждого человека с момента его рождения, и особенно такого ребенка.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения ребенка с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его нахождение в обществе и дальнейшее развитие и становление его как отдельной личности.
Уже с самого раннего возраста всем доступны дидактические игры. Именно с помощью них можно передать детям определенные знания, сформировать представления об окружающем мире, развить речь, а также умение играть. Если в группе будет создана система работы по развитию речи детей совместно с их родителями, то уровень развития речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья возрастет, обогатится и расширится словарь, усовершенствуется звуковая культура речи детей и монологическая и диалогическая речь.
У некоторых детей, которые плохо разговаривают и стесняются этого, пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников как в речевом, так и в познавательном развитии в целом. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому возможность движения вперед в развитии в собственном темпе.
Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах C.Л Новоселовой «Игра дошкольника», А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Е. И. Удальцовой «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, они способствуют формированию у детей психических качеств : внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Такие игры учат детей применять имеющиеся знания в разных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Научно – методическая основа:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О. С. Ушаковой – раскрыты основные направления и методы речевой работы с детьми дошкольного возраста.
Программа «Детство» : Развитие речи А. К. Бондаренко. Программа «Развитие речи дошкольников» Е. И. Тихеева. Пособие под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».
Пособие «Развитие речи в детском саду» В. В Гербова.
Пособие «Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко.
Пособие А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Пособие Е. И. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
Из этого следует, что создание на базе ДОУ системы по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе разнообразных дидактических игр будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей с ОВЗ в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр направлены на то, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и окружающей жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, пособиями, предметами, картинками.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи пояснений, указаний, педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их опыт, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их словаря. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют косвенные приемы: интригующий игру вопрос, удивление, шутка, доброжелательный юмор, сюрпризы и другое.
В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп, он определяется темпом умственной активности, речи, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями и увлеченностью детей.
Таким образом, проводимая мною работа по развитию речи детей с ОВЗ тесно связана со всеми видами детской деятельности. В своей работе с детьми я использую различные виды дидактических игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.
Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.
Свою работу строю на следующих дидактических принципах :
Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
Мотивированности - знания приобретают для ребенка личностный смысл.
Интегрированности - взаимосвязь всех разделов программы.
Индивидуализации - способствует развитию личностных качеств.
Психологической комфортности – создание спокойной, доброжелательной атмосферы.
Для реализации дидактических принципов на практике выделила основные задачи:
1. Расширение и обогащение представлений детей об окружающем.
2. Активизация и обогащение словарного запаса детей.
3. Совершенствование звуковой культуры речи.
4. Обучение простым формам монологической и диалогической речи.
В своей работе я использую развивающие методы :
1. Словесный - беседы, диалоги, объяснения.
2. Игровой - игра естественное состояние детей, познающих окружающий мир.
3. Наглядный - показ способа действий.
К каждому ребёнку осуществляю индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращаюсь к ним в ходе занятия и в процессе игры.
В группе предусматриваю интенсивную работу по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура, а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.
Учу детей использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные, группировать знакомые предметы и классифицировать их ( посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя)- все эти знания незаметно для детей в игровой форм запоминаются и закрепляются в дидактических играх.
Каждый день я провожу индивидуальную работу с детьми по развитию речи, мы разучиваем потешки, проговариваем скороговорки, повторяя шутки-чистоговорки, которые я предлагаю, дети начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т. д. Эти навыки мы закрепляем в играх и беседах с детьми, проводим речевую гимнастику, разучиваем считалки для разных игр, на улице, в группе, в режимных моментах, учим стихи, рассказываем все вместе сказки («Репка», «Курочка Ряба», и т. д.).
В своей работе «Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья через дидактическую игру», я ставлю и решаю следующие задачи:
1. Развитие понимания речи.
2. Закрепление умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
3. Расширение и обогащение представлений детей об окружающем.
4. Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
5. Развитие активной речи; обогащение и расширение словаря, совершенствование звуковой культуры речи.
6. Расширение активного словаря: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
7. Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
8. Формирование развития потребности детей в общении посредством
речи.
9. Обучение простым формам монологической и диалогической речи.
Таким образом, вся моя работа в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья направленна на создание условий для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности и речь.
Список литературы:
1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение»
2. А. П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение»
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
4. Е. Н. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 г. Минск «Народная асвета»
5. С. Л. Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва «Просвещение»
6. О. Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008 г. Волгоград
7. А. Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982 г. Москва «Просвещение»
8. М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду» 2011 г. Москва
9. М. М Алексеева, В. И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998
10. О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996 11. Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009
11. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»