Любовь Вдовина
Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности
Подготовила: Вдовина Л. В
С первых месяцев появления ребёнка на свет, игра, занимает основное место в его жизни. У ребёнка с нарушением интеллекта период игровой деятельности длится значительно дольше, чем у обычного ребёнка. Игра создает активное, бодрое, радостное состояние. Игра подготавливает его к будущей сложной, школьной и трудовой деятельности; развивает речь, мышление. Детей с нарушением интеллекта необходимо учить и приучать к игре. И в этом большая заслуга должна быть родителей.
Публикация «Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
При покупке игр нужно обращать внимание на то, чтобы игра была подобрана по возрасту, игры должны быть яркие, красочные (если карточки, то изображение на них соответствует цвету и реальности).
Покупайте всевозможные «лото», где ребёнок может научиться классифицировать предметы. Учите четко называть предмет, узнавать его по картинке. Побуждайте его, называть обобщающие слова: мебель, посуда, игрушки, одежда, овощи, фрукты и т. д. Желательно брать игры, закрепляющие цвет и форму («Подбери по цвету», «Подбери по форме»).
Покупайте складные мозайки, кубики, смотрите, чтобы картинки на них были изображены из знакомых сказок. Складывая мозайку, побуждайте ребёнка говорить, что он делает.
Если в любой игре действия будут сопровождаться речью, то этот ребёнок легко будет заниматься, у него будет развиваться воображение, речь, познавательные способности в силу его индивидуальных возможностей.
Детям с нарушением интеллекта для развития познавательной деятельности очень хорошо использовать разборные народные игрушки: кольцевые пирамидки, башенки, матрешки, вкладыши. Играя в эти игрушки, ребёнок закрепляет цвет, форму и величину. Взрослый должен ставить перед ребё нком такие задачи: «Покажи, самый большой кружок». «Самый маленький». «Какого цвета это колечко?».
Участие взрослого помогает ребенку организовать игру, вызвать интерес к ней. Детей интересуют движущиеся игрушки : машинки, трамвай, автобус и т. д.
Как научить ребенка самостоятельно играть? Например, ребенок бесцельно бегал с автобусом, а мама читала книгу, не обращая внимания на него. На помощь пришла бабушка: «Повези пассажиров в ту комнату». В нужный момент бабушка подкрепила игру своим участием, поощряла его разговаривать, задавать и отвечать на заданные вопросы. «Тише остановка приехали. А ты, Коля проверил билеты? Скажи, какой ты груз везешь?».
Так, раз за разом участие взрослых приучает к самостоятельной игре, расширяет запас слов. Недостатки поведения ребёнка с нарушением интеллекта преодолеваются быстрее и легче, если игра будет по возрасту правильно выбрана и организована.
Играйте с ребёнком, общайтесь с ним, разговаривайте, побуждайте его к желанию говорить, задавайте вопросы, просите, чтобы и он спрашивал, употребляя в речи местоимения (я, ты, он, она) и предлоги (в, на, у, под).
Все это вместе взятое поможет Вашему ребенку в будущем.