Людмила Телешенко
Консультация «Как мы знакомим детей с народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народная музыка является могучим
И ничем незаменимым средством
В формировании духовного мира ребёнка.»
Д. Кабалевский
Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества - актуальная и, к сожалению, вместе с тем трудноразрешимая задача.
Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в нём. А ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо.
Публикация «Консультация „Как мы знакомим детей с народным творчеством“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Семья, детский сад, школа - возможные сферы приобщения детей к прекрасному, таинственному миру музыки, глубоко проникающему в чувства и сознание ребёнка. Но родители, в подавляющем своём большинстве, оторваны от корней народного музицирования. Поэтому так необходимо не забывать вспоминать об истоках музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций, обрядов, из самобытного творчества певцов, баянистов и ударно - шумовых оркестров той или иной местности. Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички занимают не последнее место в системе музыкального образования.
Фольклор считается школой социального опыта и даёт ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.
Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В них так же прослеживается поклонение человека труду.
Создатели народной музыки пели о нелёгких условиях жизни людей, о повадках птиц и животных, о взаимоотношениях человека и мира природы, воспевали силу взаимовыручки и совместного труда.
Давно был замечен необычный интерес детей к русскому искусству. По любив русскую музыку, песню мы поставили такую задачу перед собой- воспитывать любовь к русскому искусству и с её помощью развивать музыкальные способности не одной группы особо одарённых детей, а всего детского коллектива с разным уровнем музыкальных способностей.
Постоянно, накапливая опыт, мы систематизируем репертуар по народному творчеству.
В разделе «Слушание» знакомим детей со звучанием русских народных инструментов : гуслей, гармони, баяна, балалайки, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских народных инструментов, ансамблей.
При слушании оркестра русских народных инструментов дети с пятилетнего возраста узнают солирующий в оркестре инструмент. Сравнивают звук или фразу с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, стуком дождя, движением мехов гармошки, бегом лошадки.
Наиболее обширная работа происходит над русской народной песней. Надо сказать, что эта песня очень сложна для исполнения: широкие распевы одного слога или октаву, смена ритма и темпа, изменение ладотональности. Часто песня начинается в миноре, а заканчивается в параллельном мажоре, и наоборот. Большое внимание уделяем дикции, объясняем, как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» (таких слов очень много в русских народных песнях : «уродился», «умывалася», «собиралася», «повадился», «поклонюся» и т. д.)
Обязательным условием исполнения русской народной песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развиваются воображение, творческие,актёрские способности. В инсценировании участвуют и дети со слабым слухом. В роли деда, старушки, молодца с балалайкой, мухи, комарика они будут чувствовать себя уверенно. Стараемся уделить побольше внимания обучению игре на ложках, начиная со второй младшей группы.
Включение музыкального фольклора в содержание занятий не могло не отразиться на детях: они узнают много нового о русском народном искусстве (музыке, танцах, песнях, традициях). Старшие дошкольники отличают звучание народного оркестра от эстрадного. В самостоятельной музыкальной деятельности дети воспроизводят по памяти знакомые народные песни, хороводы, используют элементы народного костюма и народные инструменты. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях с элементами фольклора. Мы проводим праздники осени и урожая, Масленицу. Детям нравятся зазыванки, колядки, заклички, приговоры. С удовольствием исполняют частушки. Стараемся работу строить на изучение народного искусства, пополнении репертуара.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества «Каравай», «Горелки», «Теремок»- образцы игровых песен. «Земелюшка-чернозём»- старая обрядовая песня.
Тематика игр, песен, хороводов самая разнообразная. Разнообразен и характер самой музыки. Знакомя детей с весёлой, плясовой мелодией, предлагаются такие из них как «Как у наших у ворот», «Из-под дуба» и т. д. Спокойным характером отличены такие мелодии «Как под наши ворота», «Ой, вставала я ранёшенько». Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению.
Очень любят дети народные игры с пением. Важно, чтобы пение способствовало раскрытию игрового образа.
Народные песни поются детьми не только на музыкальных занятиях, но и в ходе кружковой работы, где глубоко дети соприкасаются с народной песней и игрой народных мелодий на музыкальных инструментах.
Можно сказать, что русские народные песни прочно вошли в жизнь нашего детского сада, и их систематическое исполнение способствует развитию эстетического восприятия. Народные песни поются детьми не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели всегда находят момент, когда можно использовать пение народных прибауток, потешек. Например, пошёл дождь, воспитатель предлагает детям спеть русскую народную песню «Дождик лей на крылечко».
В группе, играя вместе с воспитателем, дети поют полюбившиеся им попевки, прибаутки. А также исполняют на народных инструментах ритмические рисунки мелодий.
Музыкальный фольклор, применяемый в обучении детей, многообразен. Хочется отметить работу с родителями, которые с удовольствием откликаются на просьбы пополнить детский сад русскими народными инструментами, например, ложками, гармошками. Принимая участие в конкурсе с народной песней, мамы с удовольствием откликнулись на приготовление костюма. В дальнейшей своей педагогической деятельности необходимо сосредоточиться на работе с родителями, не оборвать ниточку народности, ведь и мамы и папы должны знать, что самым высоким видом искусства, самым талантливым. Самым гениальным является народное искусство.
И надо сказать, что песня для детей переживает не лучшие времена. Композиторам как будто стало не до детей, они пишут так называемые альбомы эстрадных «звёзд». Народные песни если и звучат, то непременно в такой электронной обработке, что полностью теряют свой первозданный облик, из них будто выхоложена душа. А вместе с тем в нашей стране талантливых детей меньше не становиться, и это ярко демонстрируют всевозможные конкурсы и фестивали детского творчества, проходящие во многих городах и сёлах. И мы считаем, что наша задача состоит в том, чтобы спасти наших детей от безвкусицы и пошлости, на нас ложится огромная ответственность за выбор музыкального репертуара.
Давайте вместе обратимся к народной музыке, как к роднику, которым питается вся музыкальная классика. Вспомним русскую пословицу «Сказка -ложь, а песня -правда». В народной песне всё правдиво, искренне и просто - и мелодия, и слова. Она отшлифована тысячами талантливых народных певцов, несёт в себе многолетнюю историю русского народа.