Людмила Ткачёва
Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой».
Вид проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность: 12 месяцев.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Образовательная область: речевое развитие, художественно –эстетическое, познавательное развитие.
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Актуальность: Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не знающим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
В книгах заключено особое очарование: книги вызывают наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Именно книга, с её простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т. д. Эти качества позволяет им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
Я провела опрос детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что дети и родители отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как члена семьи. Всё эти факты послужили разработке данного проекта.
Необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим и дошкольников и родителей.
Цель проекта :
- нравственно – эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам художественной литературы.
- развитие творческих способностей, фантазии детей
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи:
Дети:
- познакомить с художественной литературой разных авторов и жанров – способствовать накоплению эстетического опыта. Читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; обогащать и расширять словарный запас детей.
-развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
-формировать навыки сотрудничества;
-воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка, с учётом опыта детей приобретённого в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение: художественная литература, иллюстрации, репродукции картин, рисунков, фотографии – методическая литература.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствовать звукопроизношение, выразительность связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Продукт проектной деятельности :
- макеты, рисунки, поделки, работы по аппликации, рисунки по прочитанному.
Презентация проекта :
-оформление выставки: «По дорогам сказки».
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный:
-обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Чтение художественной литературы.
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3. Игры – драматизация по сказкам.
4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.
5. Игры на звукоподражание.
6. Игра – фантазия «Если бы я поймал золотую рыбку».
7. Оформление выставки детских работ. Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой.
8. Изготовление макетов.
Самостоятельная деятельность детей :
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, аппликация, ручной труд).
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.
2. Заучивание отрывков из сказок.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «Мне нравиться читать».
2. Подведение итогов проектной деятельности.
План реализации проекта :
Чтение литературы. Вид деятельности.
Введение: «Знакомство с книгой»
(На примере книжной графики творчества И. Я. Билибина. Оформление книжки -самоделки.
Блок № 1.
«Фольклор».
«Дождик, дождик веселей».
«Божья коровка».
«Идёт матушка весна»
«Зима пришла».
Коллективная работа: модуль «Дождик».
Объё мная аппликация: «Божья коровка».
Монотипия: «Весна»
«Сказочный зимний лес"- рисование кисточкой методом тычка.
Блок № 2.
Русские народные сказки, былины.
Чтение «Сказ о богатыре Илье Муромце».
«Добрыня и змей»
«Царевна-лягушка».
Блок № 3.
«Поэзия»
Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».
Рассматривание альбомов, иллюстраций, делая акцент на красоте доспехов.
Рисование на тему “Богатырская рубаха»
Лепка рельефная декоративная: «Сказочное болото для Царевны-лягушки»
Лепка миниатюр (в спичечном коробке) «Лягушонка в коробчонке».
С. Есенин. «Берёза».
Волошин «Осенью».
И. Тютчев «Весенние воды».
А. Фет. «Уж верба вся пушистая».
«Зима недаром злится». Мини-макет берёзы (в салфеточной технике).
Рисование «Осенний лес» (печать листьями).
Рисование методом оттиск стеклом
«Весенние воды».
Блок № 4.
«Проза»
В. Драгунский. «Друг детства».
Коровин «Белка»
Н Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».
Рисование медведя тычком и расчёской.
Рисование по представлению.
Блок № 5.
«Литературные сказки»
«Гуси-лебеди»
Г. Х. Андерсен. «Дюймовочка».
Ш. Перро. «Кот в сапогах». НОД: Рисование эпизодов сказки.
Лепка миниатюр: «Девочка в цветке».
Рисование эпизодов сказки.
Блок №6.
А. С. Пушкин. «Лукоморье»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Программное содержан Занятие по ИЗО. «О рыбаке и рыбке» по сказке А. С. Пушкина
«Лукоморье».
«Сказка о царе Салтане и сыне его славном могучем Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
«Уж небо осенью дышало».
Блок №7.
«Дополнительная литература».
Г. Ч. Андерсен «Снежная королева».
С. Я. Маршак. «Кошкин дом»
Мошковская. «Какие бывают
подарки».