Получи документы

Развитие речи детей через ТРИЗ-технологии

Мария Яковлева
Развитие речи детей через ТРИЗ-технологии
▼ Скачать

Советский учёный, инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать, как появляются изобретения. Он проанализировал материалы 40 тысяч патентов и выяснил, что обычно инженеры используют 40 приёмов.

Альтшуллер описал эти приёмы и назвал их теорией решения изобретательских задач. Суть ТРИЗ — найти нестандартное и оптимальное решение проблемы минимальными усилиями. Изначально технологию ТРИЗ применяли для решения технических задач. В 1980-х этот метод использовали на предприятиях СССР, а во многих школах внедряли ТРИЗ-педагогику

Публикация «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологии» размещена в разделах

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, взрослый не объясняет результаты собственного познания, а создает условия по формированию у детей СПОСОБОВ познания и обучает ПРИМЕНЕНИЮ этих способов в конкретной деятельности детей. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. ТРИЗ отлично подходит для развития речи детей, начиная со среднего возраста.

На слайде представлена литература для развития речи по ТРИЗ

Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов:

1. На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального использования объекта. Например: Как можно использовать предмет –стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)

2. Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо»

3. Третий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт и др.

4. Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью специальных методов. На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь мы только наблюдаем, а ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем.

Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.). предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Темами мозгового штурма могут быть такие: как не намокнуть под дождём; как мышам достать сыр из-под носа кота, как не дать медведю залезть на теремок и развалить его; • как оставить кусочек лета в зиму. В сборниках развивающих сказок Анатолия Гина «Задачки-сказки от кота Потряскина» Владимира Богата «В Жаркой Африке» предложены задачи на применение мозгового штурма.

1. Приемы фантазирования

А. Волшебники уменьшения- увеличения.

Б. Волшебники деления обьединения, использовать только вместе.

В. Волшебники быстрых и медленных минут – перестановка временных отрезков, волшебник обратного времени. Перемещение во времени.

Г. При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными.

При воздействии Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным. Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.

Д. Прием представлен двумя волшебниками: Волшебник Всемогу (универсализация) и Волшебник Могутолько (специализация).Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных.

Универсалы: Волшебная палочка, Золотая рыбка, Щука, Цветик – Семицветик; Двое из Ларца, Одинаковых – с - Лица и др. Но и у них были ограничения, а какие?

Специалы: Сапоги-скороходы, Скатерть-самобранка, Шапка-невидимка и т. д. Как можно было расширить их возможности?

Е. Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные.

Фантастическое сложение

1. Выбрать объект, который необходимо изменить, придать ему новые фантастические свойства, части, функции, процессы и др.

Например: ДЕРЕВО

2. Выбрать объект, от которого мы будем брать для сложения необходимые нам элементы («донор»).

Например, КОТ

3. Перенести на изменяемый объект от «донора» элемент, которого у него нет. Лучше, если это будет какой-то особенно характерный для донора элемент, признак, функция.

Мурлыкающее дерево; Меховое дерево; Дерево с хвостом; Дерево, которое ловит мышей; и т. д

4. Изменить функционирование самого объекта и/или окружающую среду так, чтобы полученный объект был жизнеспособен или востребован.

Берем идею: дерево, которое ловит мышей

Создание гирлянд свободных и случайных ассоциаций, состоящих из объектов и их признаков и последующее перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Новые необычные сочетания позволяют расширить поле поиска, обрести новый свежий взгляд на проблему и тем самым увеличить степень оригинальности новых идей и решений.

Его отличие от других ассоциативных методов заключается в новых способах получения большего числа различных сочетаний, существенно расширяющих поле возможностей и область поиска новых идей. Совершенствование объекта осуществляется за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Основные функции

1. Метод применяется при совершествовании объектов, поиске оригинальных модификаций известных устройств и способов, при создании рекламы, товаров и услуг.

2. Используется как способ пробуждения творческого состояния, активизации ассоциативного мышления и воображения

3. Метод обеспечивает и облегчает поиск решения изобретательских задач при дефиците информации, помогает найти большое количество подсказок для новых свежих идей.

Бином фантазии

В ТРИЗ-педагогике Бином фантазии используется в двух сферах развития воображения :

- для генерирования идей новых объектов или преобразования имеющегося объекта;

- для получения идей написания сказочных или фантастических рассказов (речетворчество).

Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Составление загадок носит описательный характер, для начала совместно с детьми проговариваются признаки и качества загаданного обьекта, затем подбираются ассоциации – на что похож, у кого такие же качества.

Метод каталога

Разработан в тридцатые годы ХХ столетия профессором Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.

Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития речи детей, он уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка. Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчествоРазвитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество. Развитие речи детей с ОВЗ играет важнейшую роль в общем развитии личности. С.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей через ТРИЗ-технологии
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 09:44
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологии» (включая файлы) размещена пользователем Мария Яковлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД