марина володькина
Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря
▼ Скачать + Заказать документы
добрый день уважаемые коллеги!
Мы воспитатели первой младшей группы, так же как педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения в целом, работали в инновационном режиме. Хочу представить вашему вниманию проект «Мой веселый звонкий мяч», в рамках которого мы работали над развитием речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря детей.
Публикация «Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Родители размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
актуальность
К сожалению, современные дети ведут малоподвижный образ жизни и все реже играют с мячом. Мяч знаком всем с раннего детства. Одним из первых основных движений у ребенка является хватание, схватывание, бросание, позднее используемые в манипуляциях с мячом – метание и ловля. А ведь именно мяч является первым средством связывающим внутренний и внешний мир ребенка, ведь именно в играх с мячом развивается быстрота, ловкость, глазомер, ориентировка в пространстве, формируются положительные взаимоотношения и эмоции, которые необходимы каждому малышу.
Проект «Мой веселый звонкий мяч» познавательный, игровой, по времени проведения краткосрочный. Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, музыкальный руководитель и мы воспитатели.
Целью данного проекта являлось удовлетворение природной потребности в движении, активизация познавательных и речевых процессов детей.
Были поставлены следующие задачи:
- обобщить представление детей в разнообразии мячей и их назначении;
- учить детей выделять характерные признаки: форму, цвет, величину, назначение;
- развивать выносливость, ловкость, выдержку, мотору пальцев рук, укреплять мышцы ног, рук;
- вызывать интерес к многообразию мячей, познакомить с подвижными играми с мячом, употреблять в самостоятельной деятельности;
- заинтересовать родителей в использовании мяча в дидактических и подвижных играх.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
На первом этапе, подготовительном, мы провели мониторинг уровня речевого развития детей, были определены проблемы, поставлены цели и задачи а так же подобран методический, иллюстративный материал, игрушки и материалы для игровой деятельности, проведен опрос родителей.
На основном этапе нами использовались такие формы и методы как:
- игры и упражнения с большим мячом;
- оздоровительная гимнастика с малым мячом;
- игры с мячом разного диаметра, изготовленных из различных материалов;
- разучивание подвижных игр с мячом «Лови-бросай»…. ;
- чтение стихов, потешек, считалок про мяч;
- игры исследования мячей, изготовленных из разного материала, игры-исследования мячей по тяжести, исследование мячей по размеру;
- дидактические игры: «Собери мяч», «Найди самый маленький, самый большой мяч»….
Работа по развитию, обогащению словарного запаса детей включалась в такие формы физкультурно - оздоровительных мероприятий как: утренняя гимнастика, непосредственно организованная образовательная деятельность, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность. Двигательная активность наиболее интересна для ребенка при использовании считалок, потешек, словесных игр, песенок, игр со стихотворным текстом и тд.
В ходе проекта мы с детьми рассмотрели различные виды мячей, в непосредственно организованной образовательной деятельности по рисованию и лепке мы так же брали темы связанные с мячом: «Мой веселый звонкий мяч», «Разноцветные мячи» и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. В непосредственно организованной образовательной деятельности и играх с детьми часто использовали упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.
Особый интерес для нас педагогов составляют двигательно-речевые средства. Они часто используются в непосредственно организованной образовательной деятельности при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения мы подбирали так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.
Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализатором.
Роль родителей в речевом развитии детей значима, поэтому мы стремились, чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса.
Для родителей была проведена консультация «Захвати с собой мяч», оформлена папка передвижка «Играем дома» (подвижные игры для дома и улицы с мячом, с помощью родителей мы пополнили спортивный центр новыми мячами.
На заключительном этапе провели спортивный праздник «Если хочешь быть здоров, то мячом волшебным занимайся», совместно с родителями оформили фотовыставку «Как я играю с мячом дома», а так же провели анализ достижения поставленной цели и полученных результатов, диагностику детей, обобщение результатов работы, составление рекомендаций, презентация проекта.
Проект позволил достигнуть наилучших результатов в речевом и физическом развитии детей младшего дошкольного возраста при рациональных затратах времени и усилий.
По окончании проекта можно следующие выводы:
- развита общая и мелкая моторика;
- развита ловкость, быстрота реакции, координация движений;
- повысилось качество речевой активности детей, обогатился и активизировался словарь.
- родители информированы о роли физического воспитания и значимости мяча в физическом развитии дошкольников;
- создана и совершенствована развивающая среда в группе.
Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к организованной деятельности и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути становления речевых и двигательных навыков детей.