Ольга Абузярова
Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Публикация «Консультация „Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Для того, чтобы театрализованная деятельность оказывала благоприятное воздействие на развитие детей, а в частности, формировании словаря нужно, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Поэтому необходимо использовать разнообразные приемы:
• выбор детьми роли по желанию;
• назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
• распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
• проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо:
• внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
• если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
• при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними.
• в заключение различными способами вызывать у детей радость.
Также большое значение на активизацию словаря, развитию воображения, обогащения речи детей отводится сказке и кукольному театру. Именно их дети лучше запоминают, любят слушать и смотреть. Сказка должна рассказываться детям ежедневно не только в детском саду, но и дома. Дети должны выступать в ней не только слушателями, но и рассказчиками.
Вот наши советы:
-Предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его;
- Прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, с теми же персонажами;
- Предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес
для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки;
- Предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого
медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.
В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
Формирование речевой активности, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.