юлия попова
Проект Развитие компонентов речевой системы детей раннего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой мотори
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети первой младшей группы «Петушок», родители, воспитатели первой младшей группы.
Актуальность:
Данная тема выбрана нами не случайно. Всем известно, что мелкая моторика является важным фактором в развитии ребенка. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Публикация «Проект Развитие компонентов речевой системы детей раннего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой мотори» размещена в разделах
Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. У детей раннего и младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликции, не успевают за ребятами на занятиях. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили нам определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у малыша. А уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок.
Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Таким образом, мы пришли к выводу: играя, развиваем речевую систему детей посредством развития мелкой моторики рук.
Определив основные тапы работы, мы приступили к реализации плана.
План действий:
1. Изучение литературы по данной проблеме
2. Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики и речи у детей
3 .Анализ предметно-развивающей среды
4. Пополнение предметно развивающей среды.
5. Создание картотеки заданий и упражнений для развития речи у детей средствами развития мелкой моторики руки.
6. Проведение консультаций для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи», «Наши веселые ручки»
7. Показ практической консультации для родителей и педагогов «Спектакль пальчикового театра (с использованием пальцев рук, перчаток)».
Предметно – развивающая среда расширяет мир детей, стимулирует их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствует развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, а, следовательно, и развитию речи. На районном конкурсе – смотре по предметно – развивающей среде проходившем наша группа раннего возраста «Петушок» заняла 1 место в районе.
В группе созданы условия для детей по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.
Также разные виды деятельности, используемые нами в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи детей, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Работая в данном направлении, мы придерживаемся плана, т. е., как работать с детьми, какой использовать материал. В основу планирования деятельности с детьми положена игра. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
Для достижения желаемого результата необходимо включать в работу игры, упражнения по развитию мелкой моторики регулярно.
В ходе нашей деятельности мы руководствуемся следующими фактами: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка.
В своей работе мы используем такие формы как:
1. Массаж кистей рук. ( Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие, массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).
2. Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками).
3. Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.).
4. Пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводке контуров предметов. Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.
6. Рисование несложных геометрических фигур.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8. Выкладывание фигур из счетных палочек.
9. Игры с предметами домашнего обихода.
10. Шнуровка М. Монтессори.
11. Пальчиковые игры в воде.
Особая роль в работе над развитием речи отводится различным формам пальчиковой гимнастики. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, явления природы. Они увлекательны и способствуют развитию речи, чувства ритма, творческой деятельности и концентрировании внимания. Все пальчиковые игры можно разделить на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук. Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. С их помощью детей учат расслаблять и напрягать мышцы кистей рук, переключать внимание детей с одного движения на другое («Заготовим капусту», «Месим тесто», «У оленя дом большой» и т. д.).
2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические. С их помощью совершенствуют полученные ранее навыки. (Ножницы», «Очки», «Коза», «Зайка», «Кошка» и т. д.).
3 группа. Упражнения для пальцев динамические. С их помощью развивают точную координацию движений, сгибать и разгибать пальцы рук.
(«Семья», «Пальчики здороваются», «Этот пальчик хочет спать», «Мы делили апельсин» и т. д.).
Сначала все упражнение выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время: утром, во время совместной деятельности воспитателя и ребёнка, на прогулке и т. д.
Проводя пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов, мы развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Нами используются следующие методы:
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
Наглядно-действенный метод обучения.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, мы постоянно используем приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, предлагаем выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь.
Игровой метод.
К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у детей интерес к содержанию обучения.
Используемые игровые приемы, очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал, это:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
При подборе игровых упражнений принимаем во внимание такие принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит помощь при затруднениях.
- постепенное усложнение игрового материала, упражнений – от простого к сложному.
Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствует развитию мелкой моторики, координации движения пальцев рук.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:
• кисти рук приобретают хорошую подвижность, подготавливают к овладению письмом;
• формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
• доказано, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Хорошая речь является важнейшим условием всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и направляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка, любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка, отражается на его поведении в различных видах его деятельности.
Заключительная часть: Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности.