Оксана Чепёлкина
Развитие речевой активности детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой активности детей с нарушением слуха в игровой деятельности.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления- является речь. Проблема речевого развития детей с нарушением слуха особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Публикация «Развитие речевой активности детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В моей группе 8 человек. В общении ребята не пользуются устной речью, кроме одной девочки. Речь в большинстве случаев маловнятная, темп речи замедленный. Слова произносят не всегда слитно (чаще по слогам, по частям, словесное и орфоэпические правила соблюдают на знакомом материале. Воспроизводят в речевом материале звуки первого концентра: а,о,у,э,и,п,т,к,ф,с,ш,х,в,м,н,л,р (иногда с нарушениями, и второго концентра (ц, ч, б, г, д, ж, з, ы) : (иногда с нарушениями) соблюдают регламентированные замены. Р-л, д-т, г-к.
Для развития речевой активности детей особое внимание уделяю использованию игровой технологии, так как считаю, что процесс обучения речи делается более доступным и привлекательным для неслышащих детей младшего школьного возраста.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей для формирования личности обучающихся, осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей.
Применяю игровые технологии в совместной деятельности, и на индивидуальных и групповых занятиях.
При планировании занятия четко выделяю основные его этапы. Каждый этап представляет собой организацию словесного общения учащихся при участии их в том или ином конкретном виде внеклассной деятельности. В начале занятий побуждаю детей к разговору о теме и цели предстоящей работы, к обсуждению ее плана – орг. момент. Затем следует трех - пятиминутная фонетическая зарядка способствует коррекции фонетического оформления речи - внятного произношения устной речи.
В процессе работы осуществляю контроль над произношением учащихся. Здесь особое значение имеет умение слышать в речи учащихся те или иные произносительные ошибки и вовремя их исправлять. Заметив грубую ошибку произношения, обращаю на нее внимание ученика и требую более тщательно повторить сказанное. Исправляя ошибку в произнесении звука, не ограничиваюсь его правильным воспроизведением в изолированном положении. Необходимо правильное произношение всего слова, в котором была допущена ошибка. Особое внимание в работе над произношением уделяю формированию умения учеников слышать ошибки в произношении товарищей, а также своем собственном.
При проведении самоподготовки использую различные дидактические игры, направленные на развитие всех сторон речи и систематизацию знаний.
Например, при подготовке домашнего задания по русскому языку применяю следующие игры: для накопления словаря и составления рассказов по серии картинок - «Игры со словами», «Смотри и говори» — для расширения предметного, глагольного словаря, словаря качеств. Для развития речи и увеличения словарного запаса детей провожу такую игру, как «Скажи новое слово». Игра заключается в том, чтобы, переставляя буквы в слове, образовывать новые слова. Например, пила – липа, куст – стук, карп – парк.
Во время самоподготовки по математике провожу занимательную игру «Цифра и счет» — накопление словаря числительных, согласование числительных с существительными, развитие слухового восприятия.
Классификация дидактических игр
-Дидактические игры, связанные с угадыванием
-Дидактические игры, связанные с вопросами и ответами
-Дидактические игры на составление диалога по заданной ситуации
-Дидактические игры на заданную тему
-Дидактические игры с использованием игрушек
Для работы с детьми мною созданы наглядные пособия для развития речи-конструктивные картины: «Кто где живёт?» «Транспорт» «Домашние и дикие животные» «Что где растёт?» «Комната» дидактические игры : «Собери в корзину» «Кормушка» «Составь картинку» «Какой по цвету?» «Одень куклу» игры-презентации: «Звуки осени» «Кто как кричит?» «Мир за твоим окном» «Назови, кто это?»
Для обогощения словарного запаса новыми прилагательными применяю метод «Полузакрытой картинки». Цель «Полузакрытой картинки» научить учащихся задавать вопросы и с их помощью выявить содержание картинки. Ребятам дается картинка, которая закрыта, но не полностью, отдельные части предмета (вещи, животного и т. д.) они могут видеть. По наводящим вопросам, которые относятся к видимым частям предмета, ученики должны, в конечном счете, ответить «Кто это?» или «Что это?» Например, дана «Полузакрытая картинка» на которой изображена лиса. Дети видят отдельные фрагменты: нос, лапы, хвост. Даны вопросы: 1) – Нос какой? (-Нос длинный (острый) 2) – Лапы какие? (- Лапы мягкие (короткие) 3) – Хвост какой? (- Хвост рыжий (длинный, большой). И последний вопрос: - Кто это? (Это лиса).
Реализуя внеурочную программу «Быстрее, выше, сильнее» использую подвижные, хороводные игры и игры-соревнования. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи, углубляют представления об окружающем, а также внимание и память
Перед собой ставлю цель - приучать детей играть и говорить во время игры самостоятельно. Прежде чем предложить детям подвижную игру, заранее знакомлю их с элементами игры, разучиваем текст игры, упражняю в тех движениях, которые им трудны.
При отборе подвижных игр для своего класса, прежде всего, руководствуюсь потенциальными возможностями и интересами детей.
Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале.
Так, для закрепления произношения звуков С, Ш, провожу игру малой подвижности «Раздувайся пузырь». Когда пузырь надувается, нужно всем произносить звук С-С-С, когда сдувается –– Ш – Ш – Ш».
В основном использую такие игры как: «Кот и мыши», «Волк, пастух и гуси», «У медведя во бору», «Ровным кругом», «Хитрая лиса», и многие другие.
Сюжетно-ролевые игры. Для младших школьников в плане диалогической формы речи наиболее продуктивна сюжетно-ролевая игра. В ней создаются естественные условия для формирования умений и навыков ведения диалога применительно к тем бытовым ситуациям, которые окружают детей. Большой эффект при подготовке к игре дает использование опорной схемы диалога, который будет иметь место в игре.
К каждой ролевой игре подбирается определё нный словарь:
1. слова и словосочетания, которые нужны для общения при организации самой игры (Игра называется, «Кто будет покупателем (продавцом?», «Рома будет покупателем», «Настя – кассир»);
2. слова, обозначающие термины, характерные для данной темы игры («Магазин», «Дать сдачу», «Заплатить деньги», «Взвесьте, пожалуйста») и обязательные для усвоения в связи с конкретной сюжетно-ролевой игрой;
3. слова и словосочетания, которые уже знакомы детям и закрепляются в ходе данной игры (килограмм, деньги, заплатил, заверните, дайте и др.).
Вначале требую от детей отражённого повторения готовых речевых образцов, а затем добиваюсь самостоятельного употребления их в игре
В настоящее время в своей работе использую интеллектуальные карты. Метод, основанный на наглядно-образном мышлении ребенка, развивает речевые навыки, активизирует память. Информация на интеллект-карте максимально визуализирована, ее можно охватить взглядом. Суть метода интеллект-карт: вся информация по определенной тематике представляется в виде разноцветных рисунков и символов. Правила составления интеллектуальных карт: лист бумаги располагается горизонтально; в центре листа выделяется главная идея (например, название темы «Семья»). Выделить тему можно рисунком, словом; используются разноцветные карандаши, ручки для отведения от центра (главной темы) линий (веток) для ключевого момента (подтемы); каждая мысль обводится своим цветом; каждое ответвление обозначается ключевым словом (слово, которое соответствует теме, фразой или картинкой; слова и фразы пишутся разборчиво печатными, заглавными буквами; используется большое количество различных рисунков и символов. Применяю интеллект-карты для развития связной речи при составлении рассказа. Например, составляя рассказ о своей семье предлагаю детям интеллект-карту. В центре рисунок семьи. От центра ветки: надпись «Сколько человек в семье?», от нее картинки с изображением взрослых и детей (Сколько взрослых? Детей). Следующая ветка: надпись «Как зовут?», от нее картинки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки. Еще одна ветка с надписью «Кем работает?», от нее картинки папы, мамы и т. д. Последняя ветка с надписью «Что делает дома?» и картинка с изображением всех членов семьи. Используя интеллект-карту, ребенок последовательно и самостоятельно (на первых порах с помощью педагога) излагает мысли, учится отвечать на вопросы, расширяет словарь, совершенствует навык аналитического чтения. Если у ребенка речь развита на низком уровне, то ребенок может подбирать таблички-ответы на каждую ветку карты или записывать ответы печатными буквами.
Практика показывает, что применение игр и игровых упражнений благоприятно сказывается на развитии речи детей.
Если учесть, что в начале учебного года, дети проявляли неуверенность в разговоре, забывали слова или начало слов, (не произносили те или иные звуки) и им требовалась поддержка и помощь педагога, то сейчас учащиеся стали проявлять активность в ходе диалога, речь стала более эмоциональной, внятной, увеличился темп речи. Значительно увеличился словарный запас, дети проявляют потребность в речевом общении.
На основании собственного опыта использования игр как средства развития речи детей, сделала вывод о том, что правильно подобранная игра способствует развитию коммуникативных навыков, формированию культуры речевого общения, культуры словесных обращений, активизацией и обогащением словаря, развитием монологической и диалогической форм речи.